Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 54. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции


(Наименование в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ.)

1. Статьей 54 УИК РФ определены обязанности уголовно-исполнительной инспекции при исполнении наказания в виде ограничения свободы.

Одной из важнейших обязанностей уголовно-исполнительной инспекции является постановка осужденных на учет и ведение учета осужденных к наказанию в виде ограничения свободы.

Уголовно-исполнительная инспекция обязана разъяснить осужденным порядок и условия отбывания наказания. Эта обязанность реализуется в ходе первоначальной беседы с осужденным. По окончании беседы составляется документ о правах и обязанностях осужденного и ответственности за допущенные нарушения в период отбывания наказания - подписка, и ему выдается памятка в соответствии с видом назначенного наказания.

2. В целях исполнения приговора суда, а также предупреждения совершения осужденными нарушений установленного порядка отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по профилактике нарушений.

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция:

вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;

не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного;

посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного;

наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении;

в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах;

своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия;

принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля (к осужденному).

Инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного по месту жительства или пребывания на предмет соблюдения им установленных судом ограничений, а также в целях выяснения сведений о его поведении и работе, а также иных сведений, имеющих значение для осуществления надзора, о чем составляется рапорт.

Дополнительная проверка нахождения осужденного по месту жительства или пребывания, работы и (или) учебы в период действия ограничений может производиться по домашнему или рабочему стационарному телефону.

3. В обязанности инспекции входит также оказание осужденным помощи в трудоустройстве. Это необходимо для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания был занят общественно полезным трудом, мог обеспечить себя и свою семью материально, закреплял или получал трудовые навыки. Как показывает практика, труд осужденных является одним из главных факторов предупреждения совершения новых преступлений.

4. Целям исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений служит и воспитательная работа, которую инспекции обязаны проводить с осужденными к ограничению свободы. Виды и формы воспитательной работы могут быть самыми различными. Воспитательная работа может проводиться как в группах, так и индивидуально. К участию в воспитательной работе может привлекаться и общественность.

5. Закон предоставляет уголовно-исполнительной инспекции право поощрения осужденных, соблюдающих установленные ограничения, не допускающих нарушений, и, напротив, применения к отрицательно характеризующимся осужденным мер взыскания.

В зависимости от характера поведения осужденного в период отбывания наказания, его отношения к средствам исправления уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений. Таким образом, путем расширения сферы свободного поведения улучшается правовое положение правопослушных осужденных, соблюдающих все необходимые предписания, а путем введения новых ограничений это положение в отношении нарушителей ухудшается.

Крайней мерой воздействия на нарушителей является внесение в суд представления о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы иным наказанием.

6. Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено установление административного надзора органов внутренних дел за определенными категориями лиц, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы. Если лицо отбывает ограничение свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания или при замене неотбытой части лишения свободы, и подлежит административному надзору, инспекция принимает меры для своевременного установления такого надзора. Для этого инспекция не позднее чем за два месяца до истечения срока ограничения свободы информирует орган внутренних дел по месту жительства осужденного об истечении такого срока с тем, чтобы орган внутренних дел мог вовремя подать в суд заявление об установлении такого надзора.

7. Отбывание наказания прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом. Об исполнении наказаний в виде ограничения свободы инспекция уведомляет суд, вынесший приговор. Сообщение о снятии с учета осужденного к ограничению свободы направляется в орган внутренних дел и территориальный орган Федеральной миграционной службы. Списки снятых с учета несовершеннолетних осужденных инспекция ежемесячно направляет в подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.

После снятия с учета осужденного, подлежащего призыву на действительную военную службу, в соответствующий военный комиссариат направляется сообщение.

О дате и основании снятия осужденного с учета инспекция делает отметки в журнале учета осужденных и личном деле.

8. Порядок исполнения обязанностей уголовно-исполнительной инспекции при исполнении наказания в виде ограничения свободы определяется УИК РФ, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.