1. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, в целом ряде случаев необходимо как в плане исполнения служебных обязанностей со стороны соответствующих должностных лиц, так и в плане реализации общественного долга для контроля за деятельностью указанных учреждений и органов или оказания содействия в их деятельности. В определенной мере комментируемая статья развивает положения статьей УИК РФ, регламентирующих положения о контроле за деятельностью в сфере исполнения наказаний.
2. Высшие должностные лица государства, субъектов Федерации, главы органов местного самоуправления, лица, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, члены общественных наблюдательных комиссий вправе посещать их без специального разрешения. При этом представители субъектов Федерации, главы органов местного самоуправления, члены общественных наблюдательных комиссий обладают таким правом в пределах соответствующих территорий.
В число лиц, обладающих правом при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, включены также Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Последние обладают указанным правом в пределах соответствующих территорий. Кроме того, уполномоченные по правам ребенка имеют право посещать не любые учреждения и органы, исполняющие наказания, а лишь те из них, которые исполняют наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации имеют право посещения соответствующих учреждений в границах соответствующего субъекта Российской Федерации - в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст.159-159_6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171-172, 173_1-174_1, 176-178, 180, 181, 183, 185-185_4, 190-199_2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ряд лиц, имеющих право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, наделены законом дополнительными правами. Так, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их.
Порядок посещений регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами (см., например, приказ ФСИН РФ от 28.11.2008 N 652 "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий").
3. Право посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, предоставляется законом и представителям средств массовой информации и некоторым другим лицам, не входящим в число лиц, указанных в ч.1 ст.24 УИК РФ. Однако в отличие от последних представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, только по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.
Под представителями средств массовой информации понимаются журналисты, в том числе теле- и радиожурналисты. Средства массовой информации должны быть зарегистрированы, а в ряде случаев иметь соответствующую лицензию (см. Закон РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации"), а журналисты должны иметь соответствующее поручение от руководства изданий.
К категории иных лиц относятся родственники осужденного, его близкие, адвокаты, лица, имеющие право оказания юридической помощи, священнослужители, которые могут посещать осужденных.
4. В период посещений кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Съемка осужденных, распространение информации о них могут причинить осужденным моральный и нравственный вред, негативно отразиться на их родственниках. Поэтому законом и установлен рассматриваемый запрет на указанные действия при отсутствии согласия осужденных. Тем самым охраняется право личности, в том числе и осужденных на уважение частной и семейной жизни, гарантированное ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 04.11.50) и ст.23 Конституции РФ.
5. Что же касается кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, то она может осуществляться исключительно с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. К таким объектам, например, относятся охранные сооружения, технические средства контроля и надзора и некоторые другие объекты.