Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 12. Основные права осужденных

1. Для того чтобы исполнять установленные обязанности и осуществлять свои права, осужденные должны знать о них и иметь возможность ознакомиться с нормативными актами, в которых они изложены. Поэтому первое среди основных прав осужденных - это право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного им наказания. Этому конституционному праву осужденного, закрепленному в ч.2 ст.24 Конституции РФ, корреспондирует обязанность администрации предоставлять подобную информацию как в устной, так и в письменной форме. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, предоставляет осужденному (к любому виду наказания) информацию о его правах и обязанностях, условиях и порядке отбывания наказания. Помимо непосредственного ознакомления осужденного с указанными положениями, могут быть и иные формы доведения необходимой информации до его сведения. Например, в библиотеке исправительного учреждения можно получить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в отрядах оформляются стенды с разъяснением прав и обязанностей осужденных, сотрудники проводят лекции и беседы по данной тематике и т.д. У осужденного отбирается подписка о том, что он ознакомлен со своими правами и обязанностями.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание. Работники учреждения обязаны обращаться к осужденным на "Вы", только в воспитательных колониях разрешается обращение к осужденным на "ты". Осужденные не могут подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Эта норма вытекает из положений ст.21 Конституции РФ и обязательств России как участницы Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984 года) и Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 года). Меры принуждения могут применяться только на основании закона.

3. Формулировка части третьей комментируемой статьи соответствует ч.5 ст.26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" которой установлен запрет на клиническую апробацию, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста. В отличие от свободных граждан, в отношении осужденных этот запрет носит абсолютный характер, т.е. не зависит от их согласия. Добровольное участие осужденных в других опытах и экспериментах (психологических, образовательных и т.д.) не возбраняется.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это конституционное право, закрепленное в ст.33 Конституции РФ, по сути, является одним из элементов системы гарантий защиты прав осужденных.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ внес изменение в порядок подачи жалоб в межгосударственные органы. Раньше такие жалобы могли подаваться только в случае исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. Теперь это ограничение снято, хотя оно вполне соответствовало и Конституции РФ (ч.3 ст.46), и международным стандартам. Так, в ч.1 ст.35 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, определяющей условия приемлемости жалоб для Европейского Суда по правам человека, говорится: "Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты... в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу". Но в данном случае следует учитывать, что подавать жалобу можно только на нарушение прав и свобод, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (и дополнительными протоколами к ней). О порядке направления обращений осужденными см. комментарий к ст.15.

5. Осужденные граждане Российской Федерации дают объяснения направляют свои обращения на русском языке или на государственном языке субъекта Федерации, в котором они отбывают наказание. В межличностном общении осужденные могут пользоваться любым языком.

Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вести переписку также на родном языке (или на любом языке, которым они владеют), при желании они могут пользоваться услугами переводчика. Ответ на жалобы и заявления осужденных должен даваться на языке обращения. Если ответ поступил на русском языке, то перевод обязана обеспечить администрация учреждения или органа, исполняющего наказание. Осужденные услуги переводчика не оплачивают.

6. Осужденные в соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной специализированной медицинской помощи. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

Осужденные к наказаниям без изоляции от общества осуществляют права на охрану здоровья в общем порядке как все граждане Российской Федерации.

Осужденные имеют право на психологическую помощь. В Федеральной службе исполнения наказаний действует психологическая служба, в исправительных учреждениях введены штатные должности психологов. Психологи не только изучают личность осужденных, проводят психологические обследования, но и оказывают им необходимую психологическую помощь, проводят тренинги, сеансы психотерапии и т.д. Психологическая помощь осужденным осуществляется только с их согласия. При необходимости осужденный может воспользоваться помощью специалиста-психолога не из уголовно-исполнительной системы. В этом случае оплата услуг специалиста осуществляется за счет средств осужденного (п.125-128 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

7. Осужденные не лишаются права на социальное обеспечение, гарантированное ч.1 ст.39 Конституции РФ, в том числе на получение пенсий (по возрасту, инвалидности, потери кормильца) и социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам). О социальном обеспечении осужденных к лишению свободы см. комментарий к ст.98.

8-9. Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ст.48 Конституции РФ, не подлежит ограничению во время отбывания наказания, даже в период введения режима особых условий в исправительных учреждениях. Осужденным юридическая помощь может оказываться как адвокатами, так и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи (опекуны, представители общественных организаций и т.д.). В постановлении Конституционного Суда РФ от 26.12.2003 N 20-П определено, что право осужденного на свидания с адвокатом ничем не может быть ограничено, поскольку это есть форма реализации конституционного права на юридическую помощь. О порядке реализации права осужденного на свидания с адвокатом см. комментарий к ч.4 ст.89.

________________

ВКС РФ. 2004. N 1.


Осужденные иностранные граждане вправе получать юридическую помощь от дипломатических представительств своих государств или межгосударственных органов.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается как УИК РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Бланкетный характер многих статей УИК РФ, делегирующих установление порядка реализации права подзаконным нормативным актам, обусловлен интересами стабильности правового регулирования и не свидетельствует сам по себе об их не конституционности. В постановлении Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П отмечено, что реализация права всегда осуществляется в определенном порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными актами. Главное, что при установлении такого порядка не могут использоваться способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя.

________________

ВКС РФ. 2000. N 3.

11. Осуществление осужденными своих прав имеет и определенные ограничения. Это ограничение общеконституционного характера: реализация осужденными своих прав не должна ущемлять права и законные интересы других лиц, что вытекает из положений ч.3 ст.17 Конституции РФ. И специальное ограничение: реализация осужденными своих прав не должна нарушать порядок и условия отбывания наказания. Именно эти положения очень часто не учитывают осужденные, оспаривая конституционность тех или иных статей уголовно-исполнительного законодательства.