Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Принципы представляют собой основополагающие идеи, мысли, взгляды о содержании права, руководящие положения правовой системы. Они отражают стратегические направления развития права, определяют его содержание, являются выражением правовой политики государства. В теории права принципы подразделяются на общие, т.е. свойственные всей системе права, и специальные (отраслевые) - присущие определенной отрасли права, отражающие ее специфику. Включенные в закон, принципы права становятся и принципами закона.

Закрепленные в ст.8 УИК РФ принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации включают в себя как общие, так и отраслевые принципы. Но все они, безусловно, базируются на общих конституционных принципах и являются их продолжением. Принципы уголовно-исполнительного законодательства выражают стратегию противодействия государства преступности, определяют направления развития законодательства, регулирующего вопросы исполнения наказаний, иных мер уголовно-правового характера и обращения с осужденными и находят свое выражение в нормах уголовно-исполнительного закона.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства в полной мере соответствуют международным принципам обращения с осужденными, включенными в "Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме" (принят 09.12.88 Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

Принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом относятся к числу общих принципов уголовно-исполнительного законодательства.

2. Принцип законности - один из важнейших конституционных принципов. Он закреплен во многих статьях Конституции РФ, например в ст.4, где говорится о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов. Этот принцип закреплен и в ряде других статей Конституции.

В уголовно-исполнительном законодательстве принцип законности означает верховенство Конституции РФ и федеральных законов, законов Российской Федерации, регулирующих вопросы, связанные с исполнением наказания, обязательность строгого и неукоснительного соблюдения законов осужденными, персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, должностными лицами, учреждениями и организациями, взаимодействующими с системой исполнения наказаний.

Принцип законности означает также, что исполнение наказания и иных мер уголовно-правового характера определяется законодательством. В отличие от некоторых других отраслей права применительно к уголовно-исполнительному праву вопросы отбывания и исполнения наказания и иных мер уголовно-правового характера регламентируются только законодательством, действующим на момент их исполнения.

3. К числу принципов уголовно-исполнительного законодательства отнесен и принцип гуманизма. Он развивает конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ). Провозглашая человека высшей ценностью, государство тем самым определяет свое отношение к гражданам, в том числе и к гражданам, преступившим закон. Поэтому права и свободы осужденных подлежат такой же защите со стороны государства, как и права и свободы правопослушных граждан. Недаром в ст.10 УИК РФ отмечено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Именно в уважении личности осужденного, его человеческого достоинства и проявляется прежде всего принцип гуманизма при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Гуманизм при исполнении наказаний выражается в отсутствии излишних страданий и мучений, связанных с отбыванием наказания, в исключении унижения осужденных, издевательства над ними. В период отбывания наказания государство берет на себя обязанность обеспечить такие условия отбывания наказания и такое обращение с осужденными, которые в полной мере соответствовали бы достойному существованию человека. Эта обязанность проистекает и из положений ст.21 Конституции РФ, установившей, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Гуманизм, прежде всего, проявляется в целях уголовно-исполнительного закона, которыми являются исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, а отнюдь не месть или кара за ранее совершенное преступление. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство исключает возможность жестокого обращения с осужденными, а предусматривает гуманные меры воздействия, направленные на возвращение обществу социально полезной личности. Это направление уголовно-исполнительной политики находит свое отражение и в других нормах УИК РФ.

4. Принцип демократизма (народного правления) заключается в открытости и гласности в деятельности по исполнению наказаний, возможности контроля деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны общества и участии в работе с осужденными граждан и общественных объединений.

5. Принцип равенства осужденных перед законом находит свое проявление в исключении каких-либо преимуществ у одних осужденных перед другими в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещены. Однако принцип равенства перед законом не означает невозможность установления законом различий с учетом иных обстоятельств - возраста, состояния здоровья, поведения осужденного в период отбывания наказания. Эти факторы служат основаниями установления различного правового положения осужденных разных категорий. Например, установление более льготных условий для осужденных женщин и несовершеннолетних является проявлением гуманизма по отношению к ним и не может расцениваться как нарушение конституционных прав иных категорий осужденных. Все осужденные равны перед законом, но сам закон может и должен нести в себе элементы неравенства осужденных, являющегося выражением других принципов уголовно-исполнительного закона.

6. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания состоит в установлении разных условий отбывания наказания, различного правового положения осужденных применительно к их различным группам и конкретным лицам. Дифференциация исполнения наказания предполагает разделение осужденных на различные категории, имеющие разный правовой статус. Дифференциация осуществляется по целому ряду критериев: в зависимости от тяжести совершенного преступления, наличия и вида рецидива преступлений, характера поведения в период отбывания наказания. Для осужденных каждой группы уголовно-исполнительный закон устанавливает определенный объем прав и обязанностей, правоограничений и льгот. Индивидуализация предполагает установление на основании закона правового статуса конкретного осужденного. При этом если основу дифференциации исполнения наказания составляют правовые критерии, то основу индивидуализации - личностные критерии (поведение, отношение к труду, сотрудничество с администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, участие в работе самодеятельных организаций и т.д.).

7. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения заключается в установлении таких видов мер принуждения и средств исправления в таком их объеме, который будет необходимым и достаточным для достижения целей наказания. В этой связи уголовно-исполнительный закон устанавливает определенные меры взыскания и поощрения, предусматривает возможность изменения правового положения осужденных как в лучшую, так и в худшую сторону, тем самым показывая осужденному невыгодность антисоциального поведения и стимулируя поведение правопослушное. Последнее связывается с предоставлением различных льгот, расширением объема прав. Закон исключает возможность как чрезмерного принуждения осужденных, так и необоснованного поощрения, а также применения средств исправления без необходимости.

8. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием заключается во взаимосвязанном применении мер, являющихся содержанием наказания (лишение и ограничение прав и свобод), с мерами, не составляющими содержание наказания, но направленными на повышение его эффективности, например общественно полезным трудом, воспитательной работой, получением общего образования. Исправительное воздействие на осужденного оказывается с учетом общественной опасности и характера совершенного им преступления, вида и срока (размера) наказания, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания.