Действующий

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки

4. Основные направления развития общедоступных библиотек

4.1. В современных условиях общедоступные библиотеки должны развиваться по трем основным направлениям:

4.1.1. Библиотека как культурно-просветительский центр - коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны;

4.1.2. Библиотека как активный информационный агент, равноправное действующее лицо в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации;

4.1.3. Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе регионального значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы по культурному наследию, в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.

4.2. Для развития общедоступных библиотек необходимо создать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:

- получения книг и других видов документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах;

посредством библиотечного абонемента (выдачи книг на дом), межбиблиотечного абонемента (МБА), читального зала библиотеки, доступа к полнотекстовым базам данных различных агрегаторов, других форм библиотечно-информационного обслуживания

- приобретения новинок издательской продукции и периодики;

посредством приобретения интересующих изданий и документов в книжном магазине (киоске), расположенном в помещении библиотеки (при наличии помещений)

- доступа к единому национальному электронному ресурсу, сформированному в НЭБ;

Национальная электронная библиотека определяет формы и механизм доступа граждан Российской Федерации к оцифрованным материалам библиотек федерального, регионального и муниципального уровня, к ресурсам образовательных и научных учреждений, а также цифровым мультимедийным ресурсам других правообладателей

- получения необходимой консультационной помощи;

посредством консультаций, оказываемых в рамках библиотечной деятельности, для осуществления которых в структуре библиотеки могут быть созданы соответствующие подразделения или предоставлено место (помещение) по согласованию с заинтересованными организациями для предоставления консультативных или иных социально-значимых услуг: Публичные центры правовой и иной социально-значимой информации (ПЦПИ), приглашение специалистов - юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти, избирательных комиссий, военкоматов и пр.

- пользования другими государственными услугами и получения иных социально-значимых и дополнительных услуг;

посредством доступа к сайту государственных услуг и электронного правительства, другим социальным сервисам через терминалы, расположенные в помещениях библиотек

- получения возможности проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения квалификации и уровня образованности;

посредством предоставления возможности просмотра кинофильмов, создания интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок в помещениях библиотек либо через онлайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий - лекций, семинаров, научных дискуссий, организации курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения квалификации и др. услуг, в том числе во взаимодействии с образовательными и др. учреждениями и организациями

4.3. Трансформацию общедоступных библиотек предлагается обеспечить за счет:

- технологического развития, внедрения информационных систем в работу с пользователями и внутренние бизнес-процессы библиотек;

- приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного общения;

- комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.