3.1. Общедоступные библиотеки в настоящее время:
3.1.1. Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа к социально-значимой информации;
3.1.2. Способствуют росту интеллектуального развития общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;
3.1.3. Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества их жизни;
3.1.4. Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;
3.1.5. Создают условия для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;
3.1.6. Являются центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;
3.1.7. Интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия.
3.2. Основные задачи общедоступных библиотек:
3.2.1. Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны;
3.2.2. Сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;
3.2.3. Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;
3.2.4. Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.
3.3. Основные виды деятельности библиотек:
- библиотечно-информационное обслуживание - предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;
- культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Рекомендуемые варианты реализации основных видов деятельности общедоступной библиотеки:
3.3.1. Библиотечно-информационное обслуживание:
- площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи во временное или постоянное пользование других документов), обеспечение возможности приобретения книжных изданий (путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам (в случае наличия помещений));
- площадка (место) получения информации на любом материальном носителе (читальный зал, медиатека);
- площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, базы данных, государственные информационные системы);
- площадка (место) сохранения культурного наследия (книгохранилище, выставки);
- канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).
3.3.2. Культурно-просветительская деятельность
- площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, "интеллектуально-досуговый центр" и др.);
- площадка получения новых знаний, самообучения, обучения (образовательная деятельность, в том числе курсы, тренинги, семинары, лекции);
- площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий - литературные студии для взрослых и детей, "библиотечные уроки", литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.;
- площадка (место) и канал получения государственных и других социально-значимых услуг или информации по получению государственных и иных услуг;