УТВЕРЖДАЮ
В.Р.Мединский
31 октября 2014 года
Министр культуры
Российской Федерации

     

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки

Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти

     

Одобрен
Российской библиотечной
ассоциацией

     

     

1. Общие положения


Актуальность разработки Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (далее - Модельный стандарт) обусловлена технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения, доступа и распространения информации, знаний и культурных ценностей претерпевают кардинальные изменения. Целью настоящего Модельного стандарта является развитие библиотечно-информационной отрасли, упорядочивание деятельности библиотек в условиях постоянных общественных изменений, определение разных видов деятельности библиотек.

Идеология сегодняшних преобразований направлена на построение информационного, интеллектуально развитого общества. Важнейшей задачей государственной культурной политики является расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и зарубежной литературы, в том числе литературы для детей и произведений, созданных на языках народов России.

На протяжении веков библиотеки были собирателями интеллектуальной памяти наций и государств. В настоящее время библиотеки - это крупнейшие депозитарии, способные предоставлять в общественное пользование результаты развития цивилизации - сокровища истории, культуры, науки и технологического развития.

Нарастающая динамика технологических, экономических, социальных и культурных изменений ставит перед библиотеками новые задачи.

Общедоступные библиотеки должны стать центрами культурного просвещения и воспитания, в том числе организовывать культурно-просветительские акции с участием учёных, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, предоставлять информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю.

Настоящий Модельный стандарт устанавливает минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения страны общедоступными библиотеками.

Деятельность общедоступных библиотек должна основываться на признании неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой (требуемой) информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом - повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.

Общедоступные библиотеки должны участвовать в реализации государственной культурной политики, способствовать формированию нравственной, самостоятельно творчески мыслящей, образованной личности, воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.

2. Используемые термины


В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:

Библиотека - информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям.

Библиотечная услуга - общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам - сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

Информация - сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

Культурно-просветительская деятельность библиотеки - деятельность, направленная на повышение уровня образования, культуры пользователя услуг библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.

Национальная электронная библиотека - публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.

Общедоступная библиотека - библиотека, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами физическим и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без каких-либо ограничений.

Пользователь услуг библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) - разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке относятся культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки.

Удаленный пользователь - пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.

Услуга в библиотеке - результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки) по выявлению и удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.

Цифровой библиотечно-информационный ресурс, цифровой фонд - ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имеющие изначально цифровой (электронный) виде.

Электронная библиотека - организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде.

3. Деятельность общедоступной библиотеки: задачи, виды и принципы

3.1. Общедоступные библиотеки в настоящее время:

3.1.1. Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа к социально-значимой информации;

3.1.2. Способствуют росту интеллектуального развития общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;

3.1.3. Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества их жизни;

3.1.4. Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;

3.1.5. Создают условия для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;

3.1.6. Являются центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;

3.1.7. Интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия.

3.2. Основные задачи общедоступных библиотек:

3.2.1. Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны;

3.2.2. Сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

3.2.3. Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

3.2.4. Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.

3.3. Основные виды деятельности библиотек:

- библиотечно-информационное обслуживание - предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;

- культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Рекомендуемые варианты реализации основных видов деятельности общедоступной библиотеки:

3.3.1. Библиотечно-информационное обслуживание:

- площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи во временное или постоянное пользование других документов), обеспечение возможности приобретения книжных изданий (путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам (в случае наличия помещений));

- площадка (место) получения информации на любом материальном носителе (читальный зал, медиатека);

- площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, базы данных, государственные информационные системы);

- площадка (место) сохранения культурного наследия (книгохранилище, выставки);

- канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

3.3.2. Культурно-просветительская деятельность

- площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, "интеллектуально-досуговый центр" и др.);

- площадка получения новых знаний, самообучения, обучения (образовательная деятельность, в том числе курсы, тренинги, семинары, лекции);

- площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий - литературные студии для взрослых и детей, "библиотечные уроки", литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.;

- площадка (место) и канал получения государственных и других социально-значимых услуг или информации по получению государственных и иных услуг;

- консультационный пункт и площадка (место) для получения социально-значимой информации и услуг (юридических, социально-значимых организаций, в том числе ЖКХ).

3.4. Принципы деятельности общедоступной библиотеки.

Общедоступные библиотеки в своей деятельности должны исходить из принципа социальной и экономической целесообразности, гармоничного сочетания разных направлений деятельности общедоступной библиотеки, поддерживать в актуальном состоянии все возможные информационные каналы.

Оказание услуг и выполнение работ (в рамках государственного и/или муниципального задания) общедоступной библиотекой должны базироваться на следующих принципах:

- работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества;

- соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ;

- учитывать предпочтения пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ;

- учитывать специфику и возможности особых групп пользователей - детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. Условия обслуживания детей и юношества (молодежи).

3.5.1. Основные требования к библиотекам для детей и юношества (молодежи): безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).

Федеральным законом "О библиотечном деле" регламентируется право пользователей библиотек детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. В целях информационной безопасности детей Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" для библиотек устанавливается требование по соблюдению пространственной изоляции фондов детской литературы от литературы для взрослых.

3.5.2. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории, а также координации и кооперации деятельности с библиотеками образовательных учреждений.

3.5.3. Задачи деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество (молодежь):

- обеспечение психологического и эмоционального комфорта;

- выявление одарённых детей, помощь им в развитии;

- создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя;

- создание равных условий доступа к информационным ресурсам.

Библиотека должна стать партнером образовательных учреждений в подготовке и повышении квалификации педагогических работников, в том числе работающих с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, продвижении инновационных технологий, обеспечении информационно-методического сопровождения работы с одарёнными детьми.

3.6. Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.

Часть пользователей библиотек - люди с ограниченными возможностями здоровья - требуют особых условий обслуживания. Конвенция ООН о правах инвалидов, федеральные законы "О библиотечном деле" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентируют их права на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных библиотеках для слепых/незрячих и слабовидящих, библиотеках образовательных и иных учреждений в соответствии с их уставами. Работа общедоступной библиотеки строится в тесном взаимодействии с региональной специальной библиотекой, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов.

Основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.

Обслуживание особых групп пользователей требует наличия специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии).

Целями деятельности библиотек, обслуживающих людей с ограниченными возможностями здоровья, являются, в том числе:

- создание равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»