5. В общем случае, вертодром включает летное поле и служебно-техническую застройку.
На летном поле вертодрома в зависимости от решаемых задач располагаются: летная полоса, рулежные дорожки, места стоянки вертолетов, разлетные площадки, площадки для опробования двигателей, площадки для осмотра бортового оружия, специальные площадки и технические позиции для наземного обслуживания вертолетов, девиационные площадки, а также пункты управления, средства связи и радиосветотехнического обеспечения полетов.
6. Специально подготовленная часть вертодрома, предназначенная для обеспечения взлета и посадки вертолетов, которая включает взлетно-посадочную полосу (полосы), боковые и концевые полосы безопасности, если таковые имеются (далее - летная полоса) должна располагаться на участке летного поля с наиболее благоприятными гидрогеологическими условиями и рельефом местности и быть сориентированной в направлении свободных воздушных подходов с учетом обеспечения наибольшей ветровой загрузки.
7. Концевые и/или боковые полосы безопасности могут отсутствовать при условии, если фактические размеры ИВПП превышают указанные в пункте 22 на размеры КПБ и/или БПБ.
8. Полосы безопасности должны быть подготовлены таким образом, чтобы в случае выкатывания вертолета за пределы ВПП полоса безопасности могла выдержать нагрузку, создаваемую вертолетом, для которого она предназначена, не вызывая повреждения его конструкции.
9. Рулежная дорожка должна позволять осуществление движения вертолета по земле за счет его собственной тяги и выдерживать нагрузки от движения вертолетов, для обслуживания которых она рассчитана.
10. На вертодроме могут быть оборудованы воздушные РД и маршруты руления по воздуху* (далее - МРВ). Земная поверхность под воздушной РД должна быть пригодна для аварийной посадки и способной противостоять воздействию струи несущего винта.
_______________
* Здесь и далее, если не оговорено особо, маршрут руления по воздуху - определенная трасса, предназначенная для осуществления движения вертолета по воздуху на высоте не выше 30 м над уровнем земли и с путевой скоростью, превышающей 37 км/ч.
МРВ выбираются таким образом, чтобы они позволяли выполнить посадку в режиме авторотации или с одним неработающим двигателем без ущерба людям и имуществу, находящимся на поверхности. Углы поворота осей маршрута должны быть не более 120°, а радиусы разворотов - более 270 м.
11. Минимальные безопасные расстояния между рулежными дорожками в величинах, кратных наибольшей габаритной ширине вертолета с вращающимся винтом (Шмакс) должны составлять:
между наземными РД - 2 Шмакс (между кромками);
между наземной РД и ВРД - 4 Шмакс (между осевыми линиями);
между двумя ВРД - 4 Шмакс (между осевыми линиями);
между ВРД и объектом -1,5 Шмакс (от осевой линии до объекта);
между ВРД и стоянкой вертолета - 4 Шмакс (от осевой линии до кромки).
12. Сооружения служебно-технической застройки располагаются с учетом поверхностей ограничения препятствий*.
_______________
* Здесь и далее, если не оговорено особо, препятствия - это все неподвижные (временные или постоянные) и подвижные объекты или части их, которые размещены в зоне, предназначенной для движения воздушных судов по поверхности, или которые возвышаются над определенной поверхностью, предназначенной для обеспечения безопасности воздушных судов в полете.
13. Расположение элементов вертодрома и отдельных групп сооружений должно обеспечивать:
возможность выполнения полетов на вертодроме;
безопасность при взлете, посадке, рулении, наземного опробования силовых установок и стоянке вертолетов;
возможность создания надежной охраны;
минимальную протяженность дорог и инженерных сетей, а также минимальные затраты по освоению земельных участков;
возможность перспективного расширения.
В общем случае минимально допустимые расстояния между объектами вертодрома не должны быть менее указанных на рис.1.
Приведенные на рис.1 расстояния при базировании на вертодроме вертолетов разного типа принимаются по геометрическим размерам большего из них.
Допускается оборудование вертодрома объектами под конкретный тип вертолета.