20. Якорные стоянки предназначаются для размещения (закрепления) воздушных судов на плаву.
Якорная стоянка состоит из якоря и бочки (швартовочного буя), соединенных между собой бриделем, в качестве которого используется якорная цепь, канат или трос (рис.3).
В качестве мертвого якоря применяется железобетонный якорь круглой или многогранной формы с наклонными боковыми гранями и выемкой в днище (рис.4).
Условные обозначения:
1 - мертвый якорь; 2 - бридель; 3 - бочка; 4 - якорный ус; Н - самый высокий горизонт воды (СВГВ); H - самый низкий горизонт воды (СНГВ); Hmin - низкий уровень воды).
Рис.3. Схема якорной стоянки
Глубина рабочего бассейна над верхом якоря в месте его установки должна быть не менее, указанной в пункте 11 настоящих Норм.
Бридель служит для передачи усилий от воздушного судна на мертвый якорь. Длина бриделя принимается равной 1,5-2 глубинам водоема в месте установки якоря.
Бочка (швартовочный буй) предназначается для поддержания верхнего конца бриделя на плаву.
Запас плавучести бочки должен быть не менее 15%, а максимальное возвышение верха бочки над водой не должно превышать 0,5 м
Снаружи бочка для предохранения воздушного судна от повреждения при ударах обвертывается мягким материалом (швартовочный буй из мягкого материала - виниловой пластмассы).
Элементы якорной стоянки рассчитываются из условия их равнопрочности с носовыми утками воздушных судов. Расчетное усилие принимается равным:
P = 0,14Gh,
где Gн - нормальный взлетный вес воздушного судна.
где: r - радиус основания мертвого якоря; r - радиус верхней части мертвого якоря; r - радиус выемки в днище мертвого якоря; n - высота мертвого якоря; n - заглубление основания мертвого якоря в грунте.
Рис.4. Мертвый якорь
Типовые размеры железобетонного мертвого якоря приведены в таблице 3.