Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по главам)

Комментарий к главе 2


Конкретный перечень процедур, связанных с организацией регулярных перевозок, зависит от следующих факторов:

1) типа маршрута регулярных перевозок, под которым понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Комментируемый Закон выделяет следующие типы маршрутов регулярных перевозок:

- межрегиональный маршрут - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов РФ;

- смежный межрегиональный маршрут - межрегиональный маршрут регулярных перевозок между субъектом РФ - городом федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом или Севастополем и граничащим с ним субъектом РФ;

- межмуниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта РФ, не менее двух городских округов одного субъекта РФ или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта РФ;

- муниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта РФ - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района;

2) вида регулярных перевозок. Это могут быть регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В гл.2 Закона закреплены аспекты организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок:

1) определены условия установления, изменения межрегионального маршрута регулярных перевозок (см. ст.4);

2) отражены требования, предъявляемые к заявлению об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, порядку представления (или направления) и рассмотрения этого заявления (см. ст.5, 6);

3) регламентированы требования к расписаниям отправления транспортных средств по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (см. ст.7);

4) зафиксированы основания для отмены межрегионального маршрута регулярных перевозок (см. ст.8).

При практическом применении норм гл.2 Закона следует обратить внимание на два существенных нюанса:

1) тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок относятся к категории нерегулируемых тарифов и устанавливаются перевозчиками самостоятельно (см. ст.9 Закона). Это означает, что тарифы на перевозки по указанным маршрутам не подлежат государственному регулированию (см., например, Образец тарифов на перевозку пассажиров и багажа регулярного автобусного маршрута между субъектами РФ: URL: http://autobus.ras-info.ru/?attachment_id=381);

2) положения гл.2 Закона не применяются в отношении регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (см. ст.10). Процедурные аспекты организации данного типа маршрута определены в гл.3 Закона.

Отдельно отметим, что комментируемый Закон не предусматривает возможность предоставления льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межрегиональным маршрутам. Нормы ст.20 Закона в этом случае не применимы, поскольку в них идет речь о регулярных перевозках по нерегулируемым тарифам по муниципальным, межмуниципальным или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

В зависимости от причин установления и изменения межрегионального маршрута регулярных перевозок можно выделить следующие процедуры:

1) общая процедура - заявительный порядок;

2) нормативная процедура - порядок принятия нормативного правового акта;

3) исключительная процедура - уведомительный порядок.

На практике наиболее распространенной является общая процедура, когда инициаторами установления, изменения межрегионального маршрута регулярных перевозок являются потенциальные перевозчики, то есть, юридические лица, индивидуальные предприниматели, желающие осуществлять регулярные перевозки, либо уже действующие перевозчики, желающие изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

Общая процедура установления, изменения межрегионального маршрута регулярных перевозок состоит из следующих этапов:

1) подача вышеуказанными лицами в Минтранс России заявления об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, в котором эти лица реализуют так называемое предложение об установлении, изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок;

2) принятие Минтрансом России решения о принятии заявления об установлении, изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок или о возврате указанного заявления;

3) рассмотрение Минтрансом России заявления об установлении, изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок;

4) принятие Минтрансом России решения об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута;

5) уведомление Минтрансом России о принятом решении заявителей, а также уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, в границах которых маршрут при его установлении будет проходить по улицам либо автомобильным дорогам, которые не относятся к автомобильным дорогам федерального значения;