Необходимо более широко использовать потенциал промышленности строительных материалов по утилизации отходов производства и потребления, а также строительного мусора.
Объемы использования вторичных ресурсов в промышленности строительных материалов возможно повысить за счет:
создания механизмов государственной нефинансовой поддержки в вопросе организации управления промышленными отходами;
роста экологических платежей;
повышения экологических требований;
снижения лимитов на размещение отходов;
повышения коэффициентов за сверхлимитные выбросы, сбросы и размещение отходов до уровня запретительных;
ограничения роста энерготарифов;
ограничения мест размещения отходов.
Стимулировать развитие рынка вторичных материальных ресурсов техногенного происхождения и активизировать процесс создания на предприятиях попутных производств по переработке отходов в готовую продукцию, в том числе строительных материалов, позволит введение дополнительных (повышающих) коэффициентов за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, являющиеся сырьем для промышленности строительных материалов, при отсутствии внедрения ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов путем утилизации в процессе производства строительных материалов.
Схему взаимодействия отходообразующих предприятий с предприятиями промышленности строительных материалов целесообразно предусматривать на стадии их создания с учетом схем территориального планирования и региональных программ в области обращения с отходами таким образом, чтобы такое сотрудничество было выгодно всем заинтересованным сторонам, не только бизнесу, но также обществу и государству в целом.
Необходимо, чтобы при производстве строительных материалов, строительстве автомобильных дорог и железнодорожных магистралей выдача лицензий на недропользование на общераспространенные полезные ископаемые осуществлялась с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах".
Необходимо создать единый государственный кадастр образований (месторождений) техногенного характера с информацией о производимых и накопленных отходах, об их основных свойствах и о местах производства и размещения, а также об условиях их использования по аналогии с государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых, который ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, повышения эффективности пользования недрами, информационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами с установлением единому государственному кадастру образований (месторождений) техногенного характера статуса официального информационного источника для применения при проведении предпроектных и проектных работ, а также при подготовке экспертных заключений и лицензионных соглашений. Это позволит территориальным органам при выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых наряду с участками недр общераспространенных полезных ископаемых рассматривать и альтернативные источники сырья.
Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о создании механизма предоставления налоговых льгот предприятиям, перерабатывающим и (или) использующим вторичные материальные ресурсы техногенного происхождения в собственном производстве, а также преференций для таких предприятий при их участии в конкурсах на исполнение государственных и муниципальных заказов через обязательное включение преференций в конкурсную документацию на проведение соответствующих закупок.
В целях решения вопроса об утилизации топливосодержащих отходов в промышленности строительных материалов в краткосрочной перспективе планируется рассмотреть вопрос о необходимости принятия законодательных и нормативных правовых актов:
устанавливающих правила по утилизации отходов промышленности и твердых коммунальных отходов в печах и автоклавах при производстве строительных материалов;
утверждающих правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям промышленности строительных материалов на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации оборудования в целях утилизации отходов промышленности и твердых коммунальных отходов в рамках утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели;
закрепляющих условия, при которых применяется субсидирование части тарифов на перевозку отходов от мест их производства к местам использования и переработки.