Действующий

Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (с изменениями на 23 ноября 2016 года)

10. Несовершенная система технического регулирования

В настоящее время большинство экономически развитых стран (ряд государств Европейского союза, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Сингапур и др.) применяют параметрическую модель технического регулирования.

Параметрическая модель предполагает, что обязательные требования к продукции задаются не в виде конкретных показателей и способов их достижения, а в виде ожидаемого результата, целей и задач. В рамках такой модели исполнитель требований имеет возможность выбрать собственные средства достижения параметрических показателей либо воспользоваться одобренными нормами и стандартами.

Серьезный шаг на пути к переходу на параметрическую модель в техническом нормировании строительной отрасли, включающей промышленность строительных материалов, сделан в 1990-е годы, когда были определены основные цели, принципы и общая структура системы нормативных документов в строительстве, требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, а также порядок разработки, принятия и применения. Однако полный переход на параметрическую модель не состоялся по причине начавшейся в 2002 году общей реформы технического регулирования.

Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", а с 1 января 2015 года - в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе. Технические регламенты Евразийского экономического союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийским экономическим союзом единый перечень. Государства - члены Евразийского экономического союза не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

В отличие от Республики Белоруссия и Республики Казахстан, принявших единые технические регламенты о безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий, в Российской Федерации проект технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий готовился отдельно от технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Это привело к тому, что к 2010 году, когда на основе национальных технических регламентов началась разработка технических регламентов Таможенного союза, в Российской Федерации не было технического регламента на строительные материалы и изделия, а требования к ним не были переведены в новую систему регулирования. Здания и сооружения, строительные материалы и изделия были включены в утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 526 Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.

С 2011 года ведется разработка технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". За его основу был принят одноименный технический регламент ЕврАзЭС, который прошел публичные обсуждения и был одобрен органами власти Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, участвовавшими в его разработке. В 2012 году завершены процедуры внутригосударственного согласования во всех указанных странах. Вместе с тем его принятие откладывается на неопределенный срок.

В настоящее время обязательные требования к строительным материалам и изделиям на территории Российской Федерации установлены следующими техническими регламентами:

Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

технический регламент Таможенного союза "О безопасности автомобильных дорог", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827.

Строительные материалы, за исключением нерудных строительных материалов и цемента, не входят в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

Таким образом, в отношении большинства строительных материалов обязательные до 1 сентября 2011 года технические требования и подтверждение соответствия применяются сейчас на добровольной основе.

Ввиду отсутствия в Российской Федерации обязательных требований к строительным материалам и изделиям, а также практики обязательного подтверждения их соответствия до утверждения и вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" необходимо принять меры государственного регулирования, отвечающие задачам государственной промышленной политики в области промышленности строительных материалов.