Действующий

Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (с изменениями на 23 ноября 2016 года)

9. Состояние системы подготовки инженерно-технических специалистов, управленческих и рабочих кадров

Необходимость проведения модернизации, комплексного перевооружения, повышения качества продукции и внедрения высокотехнологичных методов производства в промышленности строительных материалов предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям рабочих, технического персонала и управленческих кадров. Возрастает роль аналитической составляющей, увеличивается доля труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, а также с использованием современных методов контроля качества продукции.

Одной из важных проблем подготовки инженерно-технических специалистов, управленческих и рабочих кадров является отсутствие системы многоуровневого мониторинга, обеспечивающего выявление и планирование потребности в кадрах как по видам профессий и специальностей, так и по количеству инженерно-технических работников, специалистов и рабочих.

Сегодня отсутствует достоверная оценка необходимого для отрасли количества кадров. Поскольку организации, осуществляющие образовательную деятельность, не в состоянии самостоятельно определить потребность в кадровом обеспечении, которое будет востребовано в ближайшем будущем, определение такой потребности (в том числе в рамках формирования и утверждения государственных заданий) должно производиться с учетом заявок представителей отрасли промышленности строительных материалов.

Материально-техническая база многих профессиональных образовательных организаций в области строительства находится в неудовлетворительном состоянии. Средний процент износа основных фондов превышает 85 процентов.

Ситуация усугубляется в связи с тем, что образовательные организации как высшего, так среднего профессионального образования испытывают серьезный кадровый голод. Средний возраст профессорско-преподавательского состава достигает 55-60 лет. Критически мала доля преподавателей и ученых, обладающих уникальными знаниями в области производства строительных материалов, особенно с учетом создания новых продуктов. Молодое поколение преподавателей в подавляющем большинстве не имеет производственного опыта и не обладает необходимыми познаниями в части современной практики производства строительных материалов.

По мнению представителей предприятий и профессиональных объединений, наиболее актуальными проблемами в сфере кадрового обеспечения промышленности строительных материалов являются:

отсутствие мотивационных стимулов для привлечения молодых специалистов в отрасль;

низкая информационная открытость отрасли (в том числе в отношении уровня заработной платы, условий труда, используемых технологий, перспектив развития);

сокращение подготовки профильных специалистов как рабочих, так и инженерно-технических специальностей;

отсутствие у выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, производственного опыта при наличии удовлетворительной теоретической базы;

слабое и неэффективное взаимодействие образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных и общеобразовательных организаций с успешно работающими научными и производственными предприятиями;

отсутствие образовательных программ, направленных на подготовку специалистов (технологов, мастеров производств), отвечающих современным требованиям;

несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов реальным потребностям отрасли;

несоответствие качества подготовки квалифицированных рабочих требованиям работодателей;

недостаточный уровень развития системы профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения кадров с учетом потребностей инновационного развития отрасли;

отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением отрасли, помогающих эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов требуемого профиля в условиях современного рынка труда.