К началу 2000 года подавляющее большинство предприятий по производству строительных материалов было укомплектовано оборудованием, изготовленным на российских машиностроительных предприятиях. Особенно высокие темпы наращивания мощностей имели место после создания машиностроительных заводов "Волгоцеммаш" (г.Тольятти), "Тяжмаш" (г.Сызрань), "Уралмашзавод" (г.Екатеринбург) и других. С помощью советских специалистов были построены и пущены в эксплуатацию десятки цементных заводов в странах Европы, Азии и Африки. Эти заводы комплектовались оборудованием, изготовленным на заводах СССР.
В настоящее время создаваемые и модернизируемые мощности по выпуску строительных материалов почти полностью комплектуются импортным оборудованием. Только в производстве железобетона до 70 процентов оборудования производится на территории Российской Федерации. Однако большинство производителей железобетонных изделий работают на оборудовании и с использованием технологий 1970-1980-х годов, которые не отвечают современным требованиям в отношении производительности, уровня автоматизации, энергоэффективности и качества готового продукта.
У сформировавшейся технологической зависимости от импорта есть 2 основные причины. Во-первых, отсутствует межотраслевая кооперация промышленности строительных материалов и отрасли тяжелого машиностроения. Во-вторых, после 1990 года из-за отсутствия государственного финансирования и заказов со стороны указанной отрасли научно-исследовательские и проектные учреждения утратили большую часть своего потенциала (кадры, исследовательские лаборатории, оборудование и помещения для полупромышленных испытаний и др.).
Невозможно решить задачу импортозамещения без воссоздания на новой современной технологической платформе научно-исследовательских и инжиниринговых центров с целью консолидации и межотраслевой кооперации промышленности строительных материалов с предприятиями промышленности тяжелого машиностроения на базе российских научных разработок и адаптированных наилучших зарубежных технологий.
Опыт показывает, что бизнес в силу различных причин не смог решить эту задачу несмотря на рост спроса на основные виды строительных материалов с 1998 по 2014 год с коротким периодом падения в 2008-2009 годах. Объединение производителей в некоммерческие организации не привело к возрождению отраслевой корпоративной науки.
Отмечается жесткая конкурентная борьба за российского потребителя технологий производства и машиностроительной продукции. Одним из важнейших методов продвижения зарубежного оборудования и услуг является предложение комфортных условий связанного зарубежного финансирования через специализированные банки и экспортные агентства.
Сформировался значительный массив зарубежного оборудования, для стабильной работы которого на протяжении всего срока службы требуется регулярное обслуживание, поставка комплектующих и запасных частей, что в условиях снижения курса национальной валюты требует дополнительных затрат и ведет к росту стоимости строительных материалов.
Таким образом, использование зарубежных технологий и оборудования фактически означает поддержку занятости и загрузку машиностроительных мощностей за пределами страны, опосредованное финансирование зарубежных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и поддержку зарубежной отраслевой науки.
Только в 2014 году объем импорта технологий, оборудования и услуг технологического характера в отрасли составил 1050 млн. долларов США, а услуги иностранных инжиниринговых организаций стоили еще 578 млн. долларов США.