1. Согласно ч.1 ст.21 комментируемого закона образовательная деятельность может осуществляться не только специально созданными образовательными организациями, но и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п.20 ст.2 комментируемого закона индивидуальные предприниматели приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
В комментируемой статье данное положение конкретизируется путем указания на способы осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности:
- непосредственно, т.е. лично;
- с привлечением педагогических работников.
Отметим, что в соответствии с п.2 ст.23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, индивидуальные предприниматели обладают правами и несут обязанности, аналогичные правам и обязанностям образовательных организаций - юридических лиц, с изъятиями, установленными комментируемым законом и иными нормативными актами.
2. Гражданин, желающий осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, обязан пройти соответствующую процедуру государственной регистрации, поскольку согласно п.1 ст.23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя только с момента государственной регистрации. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо может быть привлечено как к административной ответственности по ч.1 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так и к уголовной - по ст.171 Уголовного кодекса РФ.
Порядок государственной регистрации закреплен в гл.VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сроки и место государственной регистрации - в ст.8 названного закона. В частности, согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется, по общему правилу, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п.3 ст.8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба.
В комментируемой статье установлена обязанность ФНС России уведомлять орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные ему полномочия РФ в сфере образования, о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, одним из видов экономической деятельности которых является образовательная деятельность. При этом комментируемый закон не устанавливает порядок и сроки такого уведомления, поскольку это относится к компетенции специальных нормативных актов в сфере осуществления государственной регистрации.
Следует обратить внимание, что в письме Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" изложены разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования. По вопросу необходимости получения лицензии индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, в данном письме указано, что индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (ч.3 ст.32 комментируемого закона). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями комментируемым законом не предусматривается. При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.
3. В ч.3 комментируемой статьи содержится указание на случаи, исключающие возможность государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления образовательной деятельности, а именно, если в соответствии с трудовым законодательством РФ лицо не допускается к педагогической деятельности или отстраняется от работы, то оно не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Требования к педагогическим работниками, в частности, установлены в ст.331 Трудового кодекса РФ. Согласно ч.2 названной статьи к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. Согласно п."б" ст.44, ч.2 ст.45, ст.47 Уголовного кодекса РФ в качестве уголовного наказания к лицу может применяться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания, и от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного. Следовательно, на период действия данного наказания, лицо не может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления образовательной деятельности;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше. Данный запрет является одним из самых спорных запретов, вызывающих повышенное общественное внимание, по сути продлевающий наказание за уголовное преступление на пожизненный срок вне зависимости от факта погашения судимости. Для смягчения запрета в конце 2014 года в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым вышеуказанные лица могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к педагогической деятельности в случаях, указанных в Трудовом кодексе РФ;
- признанные недееспособными в установленном законом порядке. В соответствии со ст.29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Недееспособное лицо не может осуществлять образовательную деятельность;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. К сожалению, до сих пор указанный выше перечень заболеваний не установлен.
Для подтверждения отсутствия у лица ограничений, установленных законом для занятия педагогической деятельностью, при государственной регистрации в ФНС России наряду с документами, указанным в ст.22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, предоставляются документы, подтверждающие отсутствие ограничений. В частности, согласно пп.пп."к" и "л" п.1 названной статьи предоставляется справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, либо же решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске к соответствующей предпринимательской деятельности.
Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 285 утвержден Перечень видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
4. В ч.3 комментируемой статьи также устанавливается правило о направлениях образовательной деятельности, которую осуществляют индивидуальные предприниматели: они могут осуществлять деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, а также программам профессионального обучения. Понятие образовательной программы, виды образовательных программ установлены в ст.12 комментируемого закона. Исходя из определений образовательных программ, данных в ч.3 названной статьи, индивидуальные предприниматели не могут осуществлять образовательную деятельность в сфере профессионального образования по программам среднего профессионального и высшего профессионального образования, но вправе реализовывать программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
5. В п.п.4 и 5 комментируемой статьи устанавливается перечень обязательной информации, которую индивидуальный предприниматель обязан предоставить указанным в комментируемой статье лицам, а также сроки предоставления данной информации. Отметим, что предусмотренное комментируемой статьей правило аналогично правилу ст.10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". При этом индивидуальный предприниматель в соответствии со ст.12 названного закона несет ответственность за предоставление недостоверной информации, в т.ч. в виде обязанности возместить понесенные потребителем убытки.
За нарушение обязанности по предоставлению информации, указанной в п.п.4 и 5 комментируемой статьи, лицо может быть привлечено к административной ответственности, например, по ч.1 ст.14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, например, индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в месте оказания услуги информации, указанной в ч.4 комментируемой статьи (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2015 года N 07АП-3777/2015 по делу N А45-1522/2015).