Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 31. Организации, осуществляющие обучение

1. В комментируемой статье устанавливается право организаций (юридических лиц), не относящихся к образовательным организациям, осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. В этом их отличие от образовательных организаций, для которых образовательная деятельность относится к основному и, зачастую, единственному виду деятельности.


Согласно материалам судебной практики возможность организаций, не обладающих статусом образовательной организации, осуществлять образовательную деятельность зачастую не учитывается органами Пенсионного фонда РФ при рассмотрении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала.

Например, апелляционным определением Оренбургского областного суда от 25 ноября 2014 года по делу N 33-7163/2014 удовлетворено требование о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала, обязании производить выплаты. Согласно обстоятельствам дела решением пенсионного органа отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, поскольку к заявлению был приложен договор на оказание услуг по содержанию ребенка в учреждении, которое не является образовательным. Решением суда заявленное требование удовлетворено, поскольку установлено, что учреждению выдана лицензия о праве ведения образовательной деятельности.

Иными словами, в комментируемой статье законодатель наряду с понятием "образовательная организация" вводит понятие "организация, осуществляющая обучение".

Напомним, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, составляют в совокупности организации, осуществляющие образовательную деятельность (см. комментарий к ст.2).

Законодатель ограничивает виды образовательных программ, которые могут реализовываться организациями, осуществляющими обучение. Требования по содержанию программ, установленные комментируемым законом, иными нормативными актами в сфере образования, обязательны для организаций, осуществляющих обучение.

На педагогических работников, обучающихся, иных участников образовательного процесса согласно ч.2 ст.21 комментируемого закона распространяются все права, гарантии, обязанности, установленные законом в отношении таких же лиц, работающих или обучающихся в образовательных организациях. Также организации, осуществляющие обучение, несут ответственность, права и обязанности, аналогичные таковым у образовательных организаций.

Организации, осуществляющие обучение, обязаны создать специализированное структурное образовательное подразделение, которое и будет осуществлять образовательную деятельность. Деятельность такого подразделения регулируется положением, которое разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей обучение. Положение должно соответствовать требованиям комментируемого закона, иных нормативных актов в сфере образования.

2. Остановимся более подробно на особенностях различных видов организаций, осуществляющих обучение, речь о которых идет в комментируемой статье.

2.1. Научными организациями согласно п.1 ст.5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность. Такие организации вправе проводить обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.


Согласно п.1.2 ст.5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ научная организация может осуществлять сотрудничество с образовательными организациями высшего образования и координацию своей деятельности и деятельности таких образовательных организаций, в том числе на основе договоров, путем создания объединений научных организаций и образовательных организаций высшего образования в форме ассоциаций или союзов. Следует отметить, что, в свою очередь, приказом Минобрнауки России от 6 марта 2013 года N 159 утвержден Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность. В частности, п.2 указанного Порядка установлено, что кафедры, обеспечивающие осуществление образовательными организациями образовательной деятельности, создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований.

2.2. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой организации, осуществляющие надзор, воспитание, содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляющие в отношении названных детей функции, предусмотренные гл.22 Семейного кодекса РФ. В комментируемой статье не указано, какие именно образовательные программы могут реализовываться такими организациями. Связано это с различным профилем и категориями таких учреждений, что и определяет виды реализуемых программ.


Следует обратить внимание, что в п.1.3.3.2 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей, изложенных в письме Минобрнауки России от 1 сентября 2014 года N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей", отмечено, что получение общего образования детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, временно помещенными в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, являющимися детьми с ограниченными возможностями здоровья и находящимися в организациях для детей-сирот, следует обеспечивать в общеобразовательных организациях по месту нахождения организаций для детей-сирот или, при отсутствии такой возможности, в образовательных организациях для детей-сирот, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (как в обычных, так и в отдельных классах). С учетом того, что детские дома обеспечивают, прежде всего, содержание, воспитание и защиту прав находящихся в них детей, и осуществление собственно образовательной деятельности не является для них основным видом деятельности, представляется необходимым рассмотреть вопрос о передаче указанных организаций в систему организаций социального обслуживания.

При этом, принимая во внимание приоритетность организации обучения детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в целях содействия их социализации в близлежащих общеобразовательных организациях вместе с другими детьми, в названных Методических рекомендациях также указывается на целесообразность в перспективе рассмотреть вопрос о реорганизации школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, за исключением случаев, когда организовать обучение находящихся в них детей в общеобразовательных организациях невозможно, а также в случае если школа-интернат имеет уникальный опыт обучения детей и подготовки их к поступлению в образовательные организации высшего образования (в этом случае целесообразно рассматривать возможность изменения контингента обучающихся школы-интерната, в частности, за счет приема для обучения в школу-интернат детей, имеющих родителей).

2.3. К организациям, осуществляющим лечение, оздоровление и (или) отдых, могут относиться медицинские организации, санаторно-курортные организации, организации отдыха детей и их оздоровления независимо от форм собственности. Обучение может осуществляться по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.


Следует отметить, что в письме Минобрнауки России от 1 апреля 2014 года N 09-613 "О направлении методических рекомендаций" изложены Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей.

В частности, в данных Рекомендациях, указано, что образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" должны быть направлены на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;