1. Комментируемый закон предоставляет широкие полномочия образовательным организациям, сокращая полномочия соответствующих государственных и муниципальных органов, ранее осуществлявших управление, контроль и надзор в сфере образования. Подобная автономность выражается, в том числе, в праве принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.
Локальный нормативный акт по своей природе схож с иными нормативными актами; он также принимается в специальном порядке и устанавливает нормы (правила поведения), регулирующие отношения в сфере образования.
Но при этом локальный нормативный акт обладает ограниченной сферой действия - пределами образовательной организации, и может регулировать (устанавливать нормы) только по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции образовательной организации. Если локальный нормативный акт регулирует вопросы, выходящие за пределы компетенции образовательной организации, то нормы такого акта ничтожны.
Порядок принятия локальных нормативных актов, их система устанавливаются уставом образовательной организации. Комментируемым законом, иными нормативными актами в сфере образования могут устанавливаться прямо или косвенно требования к содержанию локальных нормативных актов, их перечню.
2. В части 2 комментируемой статьи содержится примерный перечень вопросов, по которым образовательная организация принимает локальные нормативные акты.
Между тем, данный перечень, по сути, является обязательным для организации, так как законодатель использует конструкцию "образовательная организация принимает…", а не "вправе принимать" или "может принимать", что указывает на обязательность наличия локальных нормативных актов по указанным в комментируемой статье вопросам.
Например, письмом Рособрнадзора от 6 марта 2015 года N 01-50-89/05-1217 "О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению ОИВ субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования контрольно-надзорных мероприятий, в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ" в части организации предоставления дошкольного образования соответствующим образовательным организациям рекомендовано:
- обеспечить наличие локальных нормативных актов, в том числе правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка (в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.28 комментируемого закона);
- обеспечить наличие правил приема обучающихся, режима занятий обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (в соответствии с положениями ч.2 ст.30 комментируемого закона);
- обеспечить наличие локального нормативного акта, регламентирующего порядок создания, организации работы, принятия решений комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.28 комментируемого закона).
3. Согласно ч.ч.2, 4, 6 ст.26 комментируемого закона управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, с учетом мнения обучающихся, их родителей (законных представителей), работников организации. В связи с этим в ч.3 комментируемой статьи устанавливается правила обязательного учета мнения соответствующих коллегиальных представительных органов обучающихся, родителей, работников организации.
Статьей 372 Трудового кодекса РФ установлен следующий порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работников при принятии локальных нормативных актов:
- работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников;
- выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме;
- в случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения;
- при недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.
Порядок учета мнения иных органов, обучающихся, родителей устанавливается уставом организации, соответствующим локальным нормативным актом.
4. Комментируемой статьей устанавливаются требования к ЛНА, а также пределы действия ЛНА, а именно ЛНА должны:
- соответствовать нормам законодательства РФ;
- быть приняты в порядке, установленном законом и уставом организации;
- не могут содержать нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением.
Так, например, Рособрнадзор в связи с поступлением многочисленных обращений граждан по вопросу резкого увеличения стоимости платы за проживание в студенческих общежитиях в своем письме от 10 октября 2013 года N 03-116 "По вопросу резкого увеличения стоимости платы за проживание в студенческих общежитиях" со ссылкой на требования ч.4 комментируемой статьи рекомендовал образовательным организациям незамедлительно привести локальные акты, регламентирующие размер платы за общежитие, в соответствие с требованиями комментируемого закона.
Локальные акты, не соответствующие указанным требованиям, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. По сути комментируемой нормы такие локальные нормативные акты ничтожны. Не требуется дополнительной процедуры признания таких актов недействительными (незаконными), поскольку они не применяются с момента их издания.
Между тем, на практике нередко встречаются обращения в прокуратуру либо в судебные органы за защитой прав и признанием локальных нормативных актов незаконными.
Так, например, был признан незаконным приказ, изданный на основе локального нормативного акта образовательной организации, поскольку локальный акт и приказ не соответствуют нормам комментируемого закона, ухудшают положение обучающегося по сравнению с установленным законом (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 4 февраля 2015 года по делу N 33-3457/2015).
По другому делу апелляционным определением Московского городского суда от 26 ноября 2015 года по делу N 33-44446/2015 отказано в удовлетворении требования о признании локальных нормативных актов дискриминационными, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда. Истец указал, что при заключении договора и установлении в нем стоимости обучения ответчик нарушил нормы закона, провозглашающие, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех. Суд мотивировал принятое решение отсутствием оснований полагать, что при заключении между сторонами договора о возмездном оказании образовательных услуг и установлении в нем стоимости обучения ответчиком были нарушены права истца.
Образовательная организация обязана устранять нарушения, допущенные при принятии локального нормативного акта. Ответственность за это, равно как и за принятие локальных нормативных актов, соответствующих требованиями закона, возложена на орган образовательной организации, осуществляющий управление организацией в соответствии с уставом.