Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 24. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

1. Правовой статус образовательных организаций определяется типом образовательной организации и в целом одинаков для организаций одного типа (одной категории). Однако основная задача государства заключается не только в развитии доступного образования, но и в обеспечении качества образования, а также в развитии науки, создании таких образовательных организаций, которые давали бы классическое качественное образование и, в то же время, делали бы вклад в развитие науки. Поэтому для отдельных образовательных организаций, особенно тех, которые исторически доказали свою особую роль в системе образования, могут вводиться специальные режимы правового регулирования. На такие организации также распространяются положения комментируемого закона, но с особенностями, которые установлены для них.

В ч.1 комментируемой статьи законодатель провозглашает особое место в системе образования двух классических университетов - Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (МГУ и СПбГУ).

Особенности правового статуса названных образовательных организаций устанавливаются специальным законом - Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", который включает в себя 6 статей. Согласно ст.2 данного Федерального закона МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, учредителями которых от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ. Уставы университетов утверждаются Правительством РФ.

Ректоры МГУ и СПбГУ назначаются на должность Президентом РФ, который и определяет при назначении срок полномочий ректора. Данный срок не может превышать пять лет.

В МГУ и СПбГУ входят филиалы, представительства, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица. В научно-образовательный комплекс университетов в соответствии с их уставами могут входить юридические лица, в том числе институты. МГУ и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в самостоятельно устанавливаемые МГУ и СПбГУ образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

МГУ и СПбГУ вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), определяемым самими Университетами. Лицам, завершившим обучение по реализуемым ими образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно МГУ и СПбГУ, и формы которых утверждаются соответственно этими университетами. Такие документы об образовании дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об образовании и (или) о квалификации комментируемым законом.

2. В целях развития образования, отвечающего требованиям современного общества, могут устанавливаться особые категории - статусы для образовательных организаций высшего образования. Таких категорий в настоящее время установлено две:

- федеральный университет;

- национальный исследовательский университет

Данные категории устанавливаются по решению Правительства РФ, на основании такого решения в наименование образовательной организации включается указание на категорию образовательной организации, в устав организации вносятся соответствующие изменения.

Так, например, распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2010 года N 812-р утвержден Перечень университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет". В данный Перечень включены 15 образовательных организаций, в числе которых Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный университет", Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный технический университет", Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технологический университет" и др.

3. Статус "федеральный университет" может иметь только образовательная организация, действующая в форме автономного учреждения.

Основная задача создания федерального университета - обеспечение подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ, поэтому такие университеты создаются с учетом предложений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, подготовленных на основании программ социально-экономического развития субъектов РФ. При этом конструкция ч.3 комментируемой статьи подразумевает обязательный учет названных предложений от субъектов РФ.

Отметим также, что согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 716 "О федеральных университетах" формирование сети федеральных университетов - высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок, признано необходимым в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики.

Программа развития федерального университета разрабатывается самим университетом, но утверждается Правительством РФ. В ч.4 комментируемой статьи устанавливаются критериальные требования к таким программам.

В качестве примера утвержденной программы развития федерального университета можно привести Распоряжение Правительства РФ от 27 апреля 2015 года N 745-р "Об утверждении Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского" на 2015-2024 годы".

4. В отличие от федерального университета, категория "национальный исследовательский университет" устанавливается в несколько иных целях, а именно деятельность такой организации направлена на кадровое обеспечение отдельных приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Т.е. в отличие от федерального университета, обеспечивающего подготовку кадров для сбалансированного социально-экономического развития отдельных регионов РФ, национальный исследовательский университет - это, прежде всего, "двигатель" науки. Поэтому такая категория присваивается строго по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования.

Правила конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утверждены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 года N 550.

Согласно п.3 названных Правил конкурс является открытым. Участниками конкурса могут быть образовательные организации высшего образования, обеспечивающие подготовку кадров для приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляющие развитие и внедрение в производство высоких технологий. Образовательная организация высшего образования имеет право подать одну заявку на участие в конкурсе.

Конкурсная комиссия создается и утверждается Правительством РФ по предложению Минобрнауки РФ.

Минобрнауки РФ публикует объявление о проведении конкурса в общероссийских печатных изданиях, а также размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет не позднее чем за 30 дней до дня окончания приема заявок.

Отбор программ развития осуществляется на основе анализа современного состояния и динамики развития образовательных организаций высшего образования за последние 3 года по критериям, указанным в п.4 вышеназванных Правил, а также на основе приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2015 года N 1038 "О перечне показателей, критерии и периодичности оценки эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".

Информация об итогах конкурса публикуется Министерством образования и науки Российской Федерации в печатных изданиях, в которых было опубликовано объявление о его проведении, а также размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет не позднее 10 дней со дня утверждения конкурсной комиссией протокола о победителях конкурса.

5. Статус, установленный в соответствии с ч.5 комментируемой статьи, не является бессрочным. Если образовательная организация в ходе своего развития перестанет соответствовать требованиям, установленным к образовательным организациям соответствующей категории, то по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством РФ категории "национальный исследовательский университет".

Таким образом, в ч.6 комментируемой статьи установлено правило об обязательном проведении повторной оценки деятельности образовательных организаций, которым присвоена вышеуказанная категория. Во исполнение требований ч.6 комментируемой статьи в п.п.3, 4 приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2015 года N 1038 установлено, что оценка эффективности реализации программ развития национального исследовательского университета проводится Минобрнауки РФ один раз в год на основании выполнения критерия и отчетов национального исследовательского университета о ходе реализации программ развития, представляемых до 20 мая года, следующего за отчетным. Оценка эффективности реализации программ развития не проводится, если национальный исследовательский университет находится в процессе реорганизации, а также в течение 2 лет после завершения процедуры реорганизации.