1. В комментируемой статье устанавливаются требования к структуре образовательной организации, порядку формирования ее структурных подразделений.
В ч.1 комментируемой статьи закрепляется право образовательной организации самостоятельно определять свою структуру, исходя из целей образовательного процесса, типа образовательной организации. Но при этом законодатель делает оговорку, что право на определение структуры организации может быть ограничено федеральным законом, т.е. структура организации может быть либо прямо прописана в законе, либо в законе могут устанавливаться требования к структуре, порядок формирования структурных подразделений и т.п.
Под структурой при этом понимается внутренняя организация (состав) образовательной организации, включающий в себя отдельные (структурные) элементы-подразделения, каждый из которых осуществляют определенную функцию самостоятельно, но в согласии и координации с другими структурными единицами.
2. В ч.2 комментируемой статьи указывается, что при формировании структуры организации должна преследоваться цель осуществления образовательной деятельности, причем с учетом уровня, вида и направленности образовательных программ, форм обучения и режимов пребывания учащихся. Т.е. структура организации должна максимально эффективно обеспечивать получение обучающимися качественного образования по реализуемым образовательным программам и учитывать при этом социокультурные и бытовые потребности обучающихся, работников образовательной организации.
Законодатель также приводит примерный перечень структурных подразделений образовательной организации, который является открытым. Окончательная структура образовательной организации определяется в локальных нормативных актах организации, уставе.
3. В ч.3 комментируемой статьи закрепляется право создавать структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся. Такие подразделения создаются на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной организации. Например, данное подразделение может быть создано на базе автомобилестроительного завода или аэропорта, поликлиники, научно-исследовательского института и т.п. Основная цель таких подразделений - наработка обучающимися практических навыков, опыта применения теоретических знаний в реальной жизни, выработка навыка научно-прикладной деятельности.
Порядок создания подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 марта 2013 года N 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность". Однако следует отметить, что, на наш взгляд, в данном Порядке положения комментируемой статьи трактуются недостаточно широко.
Согласно п.2 вышеназванного Порядка кафедры создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований.
Кафедра создается при соблюдении следующих условий (п.4 указанного Порядка):
- соответствие реализуемой образовательной организацией образовательной программы направлениям деятельности организации;
- наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности кафедры;
- создание безопасных условий обучения и соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Кафедра создается по решению ученого совета образовательной организации о создании кафедры и на основании договора о создании кафедры между образовательной организацией и организацией, на базе которой создается кафедра.
4. Структурные подразделения образовательной организации не приобретают статуса отдельного юридического лица. Порядок осуществления деятельности подразделений, их статус устанавливаются уставом организации, соответствующими локальными нормативными актами - положениями о структурном подразделении. При этом, исходя из смысла статьи, в образовательной организации должно быть утверждено положение о каждом типе структурных подразделений, в т.ч. путем создания единого сводного положения о структурных подразделениях.
В этом плане положения комментируемой статьи базируются на ст.55 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей правовой статус представительств и филиалов юридического лица. Согласно п.3 ст.55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Также в ч.4 комментируемой статьи устанавливается запрет на осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации. Связано это с ограниченным статусом представительства как структурного подразделения организации: согласно п.1 ст.55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В то же время филиалом организации является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 Гражданского кодекса РФ).
5. В ч.ч.6-9 комментируемой статьи устанавливаются некоторые особенности создания и ликвидации структурных подразделений образовательной организации, прежде всего филиалов и представительств организации. Данные положения, по сути, направлены на ограничение свободы образовательной организации, ее учредителей, на установление права определения структуры образовательной организации.
Прежде всего, устанавливается один из механизмов обеспечения гарантий, закрепленных в Конституции РФ. Согласно ч.ч.1 и 2 ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В связи с этим при принятии решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации должны соблюдаться требования к порядку такой ликвидации, установленному ч.ч.11 и 12 ст.22 комментируемого закона. Т.е. должны быть просчитаны последствия ликвидации, учтено мнение населения, проживающего на территории ликвидируемого подразделения (организации) (см. комментарий к ст.22).
Принцип учета мнения применяется и в других ситуациях, таких как создание филиала образовательной организации на территории другого субъекта РФ или муниципального образования. В этом случае учитывается мнение соответствующего государственного или муниципального органа.
Учет мнения соответствующего федерального органа потребуется и при открытии филиала федеральной образовательной организации.
Лишь в отношении представительств образовательных организаций дается большая свобода самим образовательным организациям, которые самостоятельно принимают решение об открытии или закрытии такого представительства, что связано, в первую очередь, с ограниченностью функций представительства.
6. Комментируемая статья устанавливает приоритет иностранного законодательства в отношении вопросов создания или ликвидации филиала или представительства образовательной организации на территории иностранного государства.
В таких случаях порядок создания и ликвидации структурных подразделений, порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации устанавливается законодательством того государства, на территории которого создается или ликвидируется филиал (представительство) и осуществляется деятельность образовательной организации, если только иное правило не установлено международным договором между РФ и этим государством в отношении создания и ликвидации филиалов и представительств в РФ.