Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. В комментируемой статье устанавливается один из элементов правового статуса образовательной организации, а именно права и обязанности, компетенция образовательной организации, ответственность образовательной организации.

В ч.1 комментируемой статьи провозглашается один их ключевых принципов деятельности образовательной организации - автономность, при этом дается легальное определение понятия "автономность образовательной организации". В тексте статьи оно довольно понятно изложено, поэтому не будем его дублировать. Отметим лишь, что автономность образовательной организации обеспечивается через широкий перечень прав, дающих самостоятельность в определении внутренней жизни образовательной организации. Принцип автономности означает, что права образовательной организации могут быть ограничены только в соответствии с законодательством РФ в установленном законом порядке.


Автономность образовательной организации должна быть, прежде всего, выражена в осуществлении организацией образовательной деятельности, поэтому законодатель отдельно подчеркивает, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Между тем, свобода эта не безграничная, образовательная организация обязана учитывать и соблюдать требования комментируемого закона, иных нормативных актов в сфере реализации образовательных программ, в т.ч. и требования федеральных государственных образовательных стандартов.

2. В ч.3 комментируемой статьи устанавливается перечень вопросов, относящихся к компетенции образовательной организации. Причем речь идет не только о правах, но и об обязанности образовательной организации реализовывать положения ч.3 комментируемой статьи. Обратим внимание на открытость перечня, т.е. перечень вопросов, относящихся к компетенции образовательной организации, может устанавливаться и уточняться как в других статьях комментируемого закона, так и в иных нормативных актах, в том числе на уровне субъектов РФ.

Все полномочия образовательной организации можно разделить на две категории:

- образовательные полномочия (права) - полномочия образовательной организации в сфере осуществления образовательного процесса. Например, к ним относится права, закрепленные в п.п.6, 8, 9, 10, 10.1, 12, 15.1, 20 ч.3 комментируемой статьи;


- технико-юридические полномочия - полномочия образовательной организации в сфере обеспечения деятельности организации, в т.ч. как юридического лица. К этой категории, в частности, относятся п.п.1-5, 11, 14, 15, 17, 19 ч.3 комментируемой статьи.


Остановимся более подробно на особенностях отдельных прав (компетенций):

- разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, установление штатного расписания, прием на работу работников (п.п.1, 4, 5 ч.3 комментируемой статьи). Образовательная организация пользуется всеми правами, установленными трудовым законодательством, гражданским законодательством в отношении других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, отличную от образовательной. В этой связи образовательная организация обладает такими же правами, как и иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, с особенностями, установленными комментируемым законом, в частности, осуществляет полномочия работодателя, и в рамках этих полномочий принимает в соответствии с комментируемой статьей, ст.8 Трудового кодекса РФ локальные нормативные акты, утверждает штатное расписание, должностные инструкции и т.п. При этом права образовательной организации в этой сфере могут быть ограничены комментируемым законом, иными нормативными актами, статусом образовательной организации. Отметим, что формулировка п.5 смешанная и устанавливает не только права, но и обязанность образовательной организации в части создания условий и организации дополнительного профессионального образования работников. Это означает, что образовательная организация создает такие условия как на базе самой организации, так и путем поощрения работников к постоянному повышению профессионального уровня, в том числе через систему материального стимулирования;


- материально-техническое обеспечение, обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом (п.п.2, 14, 15, 16 ч.3 комментируемой статьи). Автономность образовательной организации предусматривает, что только она сама может определить, какая конкретная материально-техническая база необходима для реализации образовательных программ. Невозможно обеспечение качественной реализации образовательного процесса без предоставления организации права самостоятельно определять направления расходования средств на материально-техническое обеспечение. При этом материально-техническое обеспечение должно соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к такому обеспечению, например, санитарно-гигиеническим требованиям. Между тем, на сегодняшний день п.2 ч.3 комментируемой статьи, особенно в части государственных и муниципальных образовательных организаций, выглядит декларативным, поскольку такие организации ограничены в своих правах пределами бюджетного финансирования, требованиями законодательства о проведении закупок;


- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, разработка и утверждение программы развития образовательной организации (п.п.3, 7 ч.3 комментируемой статьи). Образовательная организация не просто имеет права, но обязана разрабатывать документацию, связанную с осуществлением образовательной деятельности. Среди такой документации можно выделить в особую категорию и программы развития образовательной организации, в которых отражаются направления развития образовательных программ, материально-технической базы, кадрового состава и т.п. образовательной организации. Программы развития могут разрабатываться на различный срок.


Согласно ст.29 комментируемого закона образовательная организация действует на основе принципа информационной открытости, законом установлен перечень информации, подлежащий раскрытию для публичного открытого доступа. В данный перечень входят и сведения о результатах самообследования, и информация о расходовании финансовых и материальных средств. Предоставление таких отчетов учредителям организации призвано защитить их права по отношению к образовательной организации; раскрытие информации перед общественностью позволяет потребителям образовательных услуг осуществить выбор образовательной организации, участникам образовательного процесса контролировать качество образовательных услуг и деятельность образовательной организации;

- разработка и утверждение образовательных программ; определение списка учебников; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (п.п.6, 9, 10, 12 ч.3 комментируемой статьи). Образовательная организация обладает широкой автономией в вопросах реализации образовательного процесса, в т.ч. по вопросам разработки и утверждения образовательных программ, выбора учебников, методов и приемов обучения и воспитания, разработки методических рекомендаций для работников организации. При этом автономность ограничена требованиями комментируемого закона, иных нормативных актов, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Так, компетенция, установленная в п.9 ч.3 комментируемой статьи (определение списка учебников), корреспондируется с п.4 ч.3 ст.47 комментируемого закона, в соответствии с которым педагогический работник имеет право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения. Т.е. компетенция образовательной организации ограничивается свободой педагогического работника в выборе учебника, между тем именно образовательная организация утверждает выбор педагога, закрепляет список учебников на уровне образовательной организации. В то же время, данная компетенция ограничена на федеральном уровне. Так, например, приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.


В образовательной организации в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены локальные акты, иная документация, в т.ч. методического характера, в пределах образовательных полномочий, закрепленных в комментируемой статье, иных статьях комментируемого закона. Отсутствие такой документации может расцениваться как нарушение лицензионных требований (см., например, Решение Свердловского областного суда от 27 марта 2014 года по делу N 71-97/2014);

- организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (п.15.1 ч.3 комментируемой статьи). Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 года N 658. Данным Порядком установлено, что тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании, а тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, - при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование: организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий; утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий; создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования, и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации; утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям); обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

3. В ч.4 комментируемой статьи закреплено право образовательной организации вести научную и творческую деятельность, в т.ч. по подготовке научных кадров. Такое право предоставлено образовательным организациям высшего образования. Другие организации также вправе вести научную и творческую деятельность только при условии закрепления такого права (возможности) в их уставе.

При этом подготовку научных кадров в докторантуре могут осуществлять только образовательные организации высшего образования. В настоящее время Положение о докторантуре утверждено постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2014 года N 267. В частности, данным Положением установлено, что в докторантуру может быть направлен работник, осуществляющий педагогическую и (или) научную (научно-исследовательскую) деятельность в направляющей организации. При этом работник должен иметь:

- ученую степень кандидата наук или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации, обладателю которой предоставлены те же академические и (или) профессиональные права, что и кандидату наук в Российской Федерации;

- стаж педагогической и (или) научной работы не менее 5 лет;

- трудовой стаж в направляющей организации не менее 1 года;

- научные достижения, подтвержденные списком работ, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, и (или) патентов на изобретения, патентов (свидетельств) на полезную модель, патентов на промышленный образец, патентов на селекционные достижения, свидетельств о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, зарегистрированных в установленном порядке;