Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация является юридическим лицом, поэтому осуществление ею образовательной деятельности становится возможным лишь с момента государственной регистрации, т.е. внесения сведений о ней в Единый государственный реестр юридических лиц. Поскольку данный вид организаций ориентирован на осуществление образовательной деятельности, а не на извлечение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями), то они относятся к числу некоммерческих юридических лиц, для которых устанавливаются специальные организационно-правовые формы.

Анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что в настоящее время образовательная организация может быть создана практически в любой организационно-правовой форме, предусмотренной для некоммерческой организации. Пункт 3 ст.50 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- общественных движений;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний;

- адвокатских палат;

- адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Отдельный порядок регистрации предусмотрен для духовных образовательных организаций, предназначенных для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Согласно п.2 ст.19 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.


Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (п.1 ст.8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ). Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций, установленного Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ.

2. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Регистрация некоммерческих юридических лиц осуществляется территориальными органами Министерства юстиции РФ в соответствующем субъекте РФ. Данный орган проводит экспертизу, а затем принимает решение о государственной регистрации или отказе в регистрации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - межрайонной инспекцией ФНС России на территории соответствующего субъекта РФ на основании принимаемого региональным Управлением Минюста РФ решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган. Указанный срок действуют в части внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" установлен специальный срок оказания государственной услуги по регистрации некоммерческих организаций, который не должен превышать 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней - политических партий, одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) - религиозных организаций, 17 рабочих дней - иных некоммерческих организаций.

Наряду с особенностями регистрационного процесса, установленными действующим законодательством в отношении некоммерческих организаций, отдельные особенности нормативно предусмотрены и для образовательных организаций. Регистрация образовательной организации сопряжена с необходимостью уведомления Министерства образования и науки РФ или аналогичного органа власти субъекта РФ о государственной регистрации образовательной организации. Необходимость данного уведомления направлена на обеспечение соблюдения установленного порядка осуществления образовательной деятельности - только после получения соответствующего разрешения от уполномоченного органа (лицензии). При этом комментируемый закон возлагает обязанность уведомления на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако в учет не берется тот факт, что в процессе государственной регистрации образовательной организации задействованы два уполномоченных органа исполнительной власти: инспекция ФНС России и территориальное управление Минюста России, каждый из которых реализует функции по государственной регистрации юридических лиц. Дословное прочтение нормы комментируемого закона свидетельствует о том, что указанное уведомление должно направляться инспекцией ФНС России, т.к. именно на нее возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако в соответствии с нормами действующего законодательства указанные обязанности в отношении некоммерческих организаций возложены на территориальные органы Министерства юстиции РФ, налоговый орган в данном случае лишь вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Таким образом, уведомление лицензирующего органа входит в обязанности территориального органа Министерства юстиции РФ. Порядок и сроки такого уведомления регламентированы приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 455.

3. В дополнение к нормам Гражданского кодекса РФ, разграничивающим юридические лица на коммерческие и некоммерческие и определяющим виды некоммерческих организаций, комментируемый закон вводит классификацию образовательных организаций в зависимости от субъектного состава учредителей данной организации. Такую классификацию можно также считать общей, применимой в отношении всех юридических лиц. Однако в связи с формированием качественно новой системы образования и разгосударствлением данной сферы ее применение в отношении образовательных организаций наиболее актуально. В соответствии с данным основанием образовательные организации подразделяются на:


- государственные - учредителем выступает государство или субъект РФ. При этом комментируемый закон не конкретизирует статус данного учредителя - единственный он или нет. В этой связи любая организация, хотя бы одним из учредителей которой выступает Российская Федерация или субъект РФ, признается государственной, даже если помимо указанных учредителями выступают и иные категории субъектов. При этом следует учитывать, что комментируемый закон, предусматривая возможность любого лица в части создания образовательной организации, ограничивает виды образовательных программ, которые могут быть ими реализованы. Программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также обучение лиц с девиантным поведением могут осуществляться исключительно государственными образовательными организациями, причем, как правило, федерального уровня. Субъекты РФ в данном случае вправе создавать лишь организации открытого типа для лиц с девиантным поведением;