Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 25. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация является юридическим лицом, а соответственно, на нее в полной мере распространяются требования Гражданского кодекса РФ, установленные в отношении данной категории субъектов правоотношений.

В соответствии со ст.52 Гражданского кодекса РФ юридические лица действуют на основании уставов или (в случаях, предусмотренных законом) типовых уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Устав является не только основным документом, на основании которого организация осуществляет свою деятельность, но и учредительным документом, т.е. он провозглашает, юридически оформляет юридическое лицо. Именно уставом руководствуется организация в процессе всей своей деятельности. В этой связи устав является обязательным документом для любой организационно-правовой формы юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ. Отсутствие устава исключает возможность государственной регистрации образовательной организации, а соответственно, и приобретения ею правового статуса.

В качестве обязательного требования в отношении любой организации комментируемый закон устанавливает соблюдение порядка утверждения устава. По общему правилу, он утверждается общим собранием учредителей данного юридического лица. В отдельных случаях закон допускает возможность отказа от формирования собственного устава организации и использование типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц. В отношении учреждений при наличии специального предписания закона также действует специальное правило - учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Таким образом, наличие устава является обязательным требованием для всех образовательных организаций. Комментируемая норма в данном случае конкретизирует общее требование, действующее в отношении юридических лиц, применительно к их отдельной категории - образовательным организациям.

2. От правильности оформления устава зависит порядок реализации последующей деятельности, возможности образовательной организации в рамках отдельных правоотношений. В этой связи действующее законодательство уделяет значительное внимание содержанию устава.

Следует также заметить, что в большинстве случаев образовательные организации образуются в виде некоммерческого юридического лица, регистрация которого осуществляется через территориальные органы Министерства юстиции РФ. Участие в регистрационной процедуре уполномоченного органа налагает свои особенности на всю процедуру. В частности, представленный на государственную регистрацию устав юридического лица подлежит правовой экспертизе на соблюдение требований законодательства к его содержанию. В подобной ситуации, несмотря на то, что устав утвержден общим собранием учредителей, при выявлении фактов несоответствия правовым нормам он подлежит пересмотру. Отказ от пересмотра устава влечет за собой отказ в государственной регистрации.

Нормативно установленные требования к уставу образовательной организации можно условно разделить на две категории: общие и специальные.

Общие требования регламентированы Гражданским кодексом РФ и нормативными актами об отдельных видах юридических лиц. Например, п.4 ст.52 Гражданского кодекса РФ определяет, что устав юридического лица, утвержденный его учредителями (участниками), должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.


Специальные требования к содержанию устава образовательной организации определены нормами комментируемого закона и включают в себя совокупность положений, определяющих особенности правового статуса данного вида юридических лиц. К числу специальных положений устава образовательной организации относятся:


- тип образовательной организации - свойство юридического лица, определяющее сферу его деятельности. Перечень типов регламентирован специальной нормой ст.23 комментируемого закона и включает в себя градацию организаций применительно к уровню реализуемого ими образования, например, дошкольная организация, общеобразовательная организация и т.п.;


- учредитель или учредители образовательной организации - субъекты гражданских правоотношений, принявшие решение об образовании образовательной организации. Анализ положений комментируемого закона свидетельствует о том, что в настоящее время учредителем образовательной организации может выступать практически любой субъект, обладающий правосубъектностью - Российская Федерация или субъект РФ; муниципальное образование (муниципальный район или городской округ), физические лица или юридические лица, их объединения, за исключением иностранных религиозных организаций. Указанное правило носит общий характер и подлежит применению в отношении всех образовательных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, за исключением тех их видов, в отношении которых специальным предписанием комментируемого закона установлено ограничение круга субъектов, например, образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, образовательные организации для обучающихся с девиантным поведением могут создаваться только Российской Федерацией, а в отдельных случаях субъектом РФ. В иных случаях круг субъектов не ограничивается;


- виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности - данное требование призвано отразить сущность образовательного процесса каждой образовательной организации, т.е. содержание ее деятельности. Перечень видов образовательных программ и уровни образования регламентируются специальной нормой комментируемого закона и детально рассмотрены в рамках комментария к ней;


- структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий - данное требование является общим для всех категорий юридических лиц. Действующее законодательство требует не только определения перечня органов управления, но и детальной регламентации их полномочий, разграничения компетенции каждого из органов. Отнесение комментируемым законом данного требования к числу специальных продиктовано особенностями структуры управления и спецификой полномочий органов образовательной организации. Наряду с общими органами управления любым юридическим лицом - коллегиальным (общее собрание учредителей (участников)) и единоличным (руководитель - директор, ректор и т.п.), участие в управлении образовательной организацией принимают и иные уполномоченные субъекты - наблюдательный, ученый, педагогический советы и т.п.

3. Устав представляет собой совокупность основных сведений, регламентирующих деятельность образовательной организации, причем не только органов ее управления, но и всех лиц, задействованных в образовательном процессе. В этой связи в отношении устава действует принцип гласности, открытости содержащихся в нем сведений, их доступности для всех заинтересованных лиц.

В задачи органов управления образовательной организацией входит обеспечение доступности устава для любого субъекта. В настоящее время в большинстве случаев указанная задача разрешается посредством размещения текста устава на официальном сайте образовательной организации. Одновременно его копия размещается в самой образовательной организации в местах, доступных для ознакомления любым лицом (как правило, на информационных стендах). В то же время образовательные организации могут использовать и иные способы реализации принципа гласности и доступности информации, содержащейся в ее уставе. Комментируемый закон в данном случае обязывает организацию создать условия для общедоступности устава, т.е. исключить любые ограничения и запреты на получение соответствующей информации по различным причинам. Размещение информации на сайтах в сети Интернет и информационных стендах является не только традиционным, но и наиболее распространенным способом реализации указанной обязанности.