1. Конструкция рассматриваемой правовой нормы представляет собой определенный интерес, поскольку при ее анализе можно выделить некоторое несоответствие наименования правовой нормы и ее содержания.
В самом общем виде образовательная деятельность представляет собой совокупность последовательных действий, предпринимаемых образовательной или иной организацией, индивидуальным предпринимателем, педагогическими и иными работниками для достижения результатов, предусмотренных целями образования и его задачами.
Таким образом, рассматривая образовательную деятельность, можно говорить о том, что она представляет собой процесс передачи знаний, навыков и умений от обучающего к обучающемуся. Содержание рассматриваемой правовой нормы должно быть ориентировано на раскрытие сущности понятия "образовательная деятельность" с учетом ее особенностей применительно к отдельным видам и уровням образования. Однако в рамках комментируемого закона данная норма помещена в главу, посвященную лицам, осуществляющим образовательную деятельность, т.е. должна раскрывать, наряду с иными предписаниями данной главы, структуру и порядок осуществления образовательной деятельности отдельными видами субъектов. Таким образом, можно говорить о том, что смысловая нагрузка данной нормы определена исключительно ее расположением в рамках нормативного акта.
Перечень субъектов, наделенных правом осуществления образовательной деятельности, носит закрытый характер и не может быть расширен, кроме как в порядке внесения изменений в комментируемый законодательный акт. Право осуществления образовательной деятельности предоставлено:
- образовательным организациям, понятие, виды и порядок деятельности которых регламентируются Гражданским кодексом РФ и конкретизируются специальными нормами комментируемого закона;
- организациям, осуществляющим обучение в соответствии с требованиями комментируемого закона. К числу таких организаций относятся научные и иные организации, осуществляющие обучение в случаях, установленных комментируемым законом, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности;
- индивидуальным предпринимателям, которым комментируемым законом предоставлено право осуществления образовательной деятельности, прошедшим государственную аккредитацию и получившим лицензию на данный вид деятельности. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность наряду с образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение, и приравниваются к ним. Предприниматели наделены правом осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей не предусмотрена возможность реализации профессиональных программ, как основных, так и дополнительных.
Независимо от категории субъекта, осуществляющего образовательную деятельность, на него в полной мере распространяются общие требования гражданского законодательства о правосубъектности. Следует обратить внимание, что правоспособность и дееспособность у рассматриваемой категории субъектов возникает одновременно - с момента их государственной регистрации, т.е. внесения сведений об их создании (приобретении статуса предпринимателя) в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этого момента организация или предприниматель становятся субъектом правоотношений, в том числе и по осуществлению образовательной деятельности, у них возникают права, обязанности, а также ответственность.
Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Образовательные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав образовательной организации и образуют ее органы. Организация является собственником своего имущества.
Анализ положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" позволяет говорить о том, что образовательные организации могут быть созданы практически в любой форме, установленной для некоммерческих организаций. Образовательные организации могут создаваться в форме учреждений или в иных формах, например, форме автономных некоммерческих организаций.
В настоящее время к числу наиболее востребованных организационно-правовых форм относятся учреждение (характерно для организаций высшего образования и ряда иных субъектов, учредителем которых выступает государство), а также автономная некоммерческая организация (статус, соответствующий как государственным, так и негосударственным учебным заведениям). Однако следует учитывать, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, и при их недостаточности по этим обязательствам несет субсидиарную ответственность собственник учреждения. Автономная некоммерческая организация и ее учредители взаимно не отвечают по обязательствам друг друга, т.е. исключается ответственность учредителей по обязательствам созданного ими юридического лица.
2. Часть 2 комментируемой статьи приравнивает по правовому статусу образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение и индивидуальных предпринимателей. Равенство их правового статуса предполагает единство комплекса прав и обязанностей, а также степень ответственности указанных субъектов.
Необходимо обратить внимание, что комментируемый закон уравнивает в правах и обязанностях не только организации и предпринимателей, но и их обучающихся и педагогических работников. Таким образом, законодатель исключает возможность применения каких-либо ограничений в зависимости от того, в какой организации или у предпринимателя проводится обучение. Подобное равенство обусловлено рядом положений.
Во-первых, гарантированное Конституцией РФ право на образование является всеобщим и должно быть предоставлено каждому лицу без какой-либо дискриминации, в том числе в объеме приобретаемых им прав и обязанностей. Аналогичное положение вытекает и из единства права на труд для всех работников независимо от организационно-правовой формы работодателя, что гарантирует общий комплекс прав и обязанностей для педагогического коллектива.
Во-вторых, любая образовательная программа реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом или государственными требованиями в области образования. Одновременно уполномоченные органы государственной власти разрабатывают и утверждают типовые программы и иные нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется образовательная деятельность. Таким образом, порядок ее осуществления зависит непосредственно от содержания программы и стандарта, а не от вида организации, в которой субъект проходит обучение.
Единство комплекса прав и обязанностей предполагает и общий комплекс мер ответственности за нарушение установленных и санкционированных государством требований в сфере образования. Таким образом, определяя круг субъектов, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности, комментируемый закон де-юре формирует единый для них правовой статус: единство прав, обязанностей и ответственности независимо от каких-либо особенностей такого субъекта.