Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в зависимости от реализуемых ими образовательных программ, которые являются основной целью деятельности образовательных организаций.


Под образовательной программой согласно п.9 ст.2 комментируемого закона понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных комментируемым законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. В соответствии с ч.1 ст.12 комментируемого закона образовательные программы определяют содержание образования. Перечень образовательных программ по типам (видам) содержится в ст.12 комментируемого закона (см. комментарий к ст.12).

Законодатель выделяет 6 типов образовательных организаций, 4 из которых реализуют основные образовательные программы, а оставшиеся 2 типа - дополнительные образовательные программы.

2. В ч.2 комментируемой статьи перечислены типы образовательных организаций в зависимости от реализуемых основных образовательных программ, а также указано, какие конкретно виды образовательных программ реализует каждый тип образовательной организации.

Всего выделяется 4 типа таких образовательных организаций, которые можно условно сгруппировать в две категории-вида:

- образовательные организации общеобразовательного направления (дошкольные и общеобразовательные образовательные организации);

- образовательные организации профессионально-научного направления (профессиональная образовательная организация и образовательная организация высшего образования).

Отметим, что с принятием комментируемого закона и введением в действие новых подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок реализации образовательных программ, утратили силу так называемые Типовые положения об образовательных организациях, например, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 610 (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 марта 2014 года N 245 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"), и др. По сути, законодатель отказался от жесткого регулирования вопросов создания и наименования (подразделения на виды внутри типов) образовательных организаций. Все вопросы, которые ранее регламентировались Типовыми положениями, "переданы" в компетенцию комментируемого закона, Гражданского кодекса РФ, иных федеральных законов и подзаконных актов.

В ч.3 комментируемой статьи устанавливаются 2 типа образовательных организаций в зависимости от реализуемых ими дополнительных образовательных программ:

- организация дополнительного образования;

- организация дополнительного профессионального обучения.

3. В ч.4 комментируемой статьи указывается, какие дополнительные образовательные программы могут реализовывать образовательные организации помимо своих основных образовательных программ.

Обратим внимание, что образовательные организации конкретного типа могут реализовывать строго только те образовательные программы, которые указаны в ч.ч.2-4 комментируемого закона, если иное не установлено комментируемым законом, иными федеральными законами при условии "делегирования" такого права комментируемым законом.

4. В целях реализации гарантий прав потребителя на получения информации об образовательной организации, а также конституционных гарантий на получение гражданами образования в комментируемой статье закреплены требования к наименованию образовательной организации. В частности, установлено, что в наименовании образовательной организации в обязательном порядке должно содержаться указание на:

- организационно-правовую форму организации, например, бюджетное учреждение, частное учреждение и т.п.;

- тип образовательной организации.

Например, наименование образовательной организации может звучать так: "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1".

Если в ч.5 комментируемой статьи содержались требования к обязательным составляющим наименования образовательной организации, то в ч.6 комментируемой статьи говорится о дополнительных элементах наименования образовательной организации, а также указывается, какие дополнительные сведения об образовательной организации можно включить в наименование организации.