Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ - это организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Комментируемым законом не предусмотрено обязательного применения сетевой формы реализации образовательных программ. Сетевая форма применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 "О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ" преимуществами реализации образовательных программ с применением сетевой формы являются:

- повышение качества образования и возможность аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;

- развитие личностных качеств, компетенций устной и письменной коммуникации, в том числе и на иностранном языке, развитие способности адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам, к профессиональной среде в результате освоения образовательной программы обучающимися в течение определенного времени за пределами своей образовательной организации;

- расширение границ информированности обучающихся об имеющихся образовательных и иных ресурсах, что позволяет им сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, повышает мотивацию к учебе, способствует осознанию ответственности за достижение результата;

- создание в перспективе образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации;

- активизация обмена передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, что создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.

Сетевая форма реализации образовательных программ может быть осуществлена посредством следующих способов:

- с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных;

- с использованием ресурсов иных организаций.

Образовательные программы с использованием сетевой формы могут быть реализованы не только организациями, для которых образовательная деятельность является основной, но и научными организациями, медицинскими организациями, организациями культуры, физкультурно-спортивными и иными организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. В целях использования сетевой формы реализации образовательных программ организации заключают договор, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

- требования к образовательному процессу;

- требования к материально-техническому обеспечению;

- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

Примерный договор о сетевой форме реализации образовательной программы (вариант интеграции образовательных программ) приведен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, изложенным в письме Минобрнауки России от 28 августа 2015 года N АК-2563/05.

Договор может быть оформлен уже на стадии разработки сетевой образовательной программы, что позволит более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций.

Содержание договора о сетевой форме реализации образовательных программ включает сведения:

- о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (о части образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

- о статусе обучающихся в организациях, указанных в ч.1 комментируемой статьи, о правилах приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

- об условиях и порядке осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в ч.1 комментируемой статьи, о порядке реализации образовательной программы, о характере и объеме ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

- о выдаваемых документах или документах об образовании и (или) о квалификации, о документах или документах об обучении, а также об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

- условие о сроке действия договора;

- условия о порядке изменения и прекращения договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Две и более организации, осуществляющие сотрудничество в области сетевой формы реализации образовательных программ, разрабатывают и утверждают соответствующие совместные образовательные программы.

Совместная образовательная программа - это единая программа двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации.

Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.