1. Реализация образовательной программы - это практическое воплощение ее содержания в образовательном процессе. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Реализация образовательных программ возможна с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 года N 2 утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
В частности, данным Порядком установлено, что образовательные организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом в случае реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Особенностям реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посвящена ст.16 комментируемого закона (см. комментарий к ст.16).
Отметим также, что согласно ч.10 комментируемой статьи органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Комментируемая статья вводит понятия модуля и зачетной единицы.
Модуль - относительно самостоятельная, логически завершенная, структурированная часть образовательной программы по направлению подготовки (специальности), отвечающая за формирование одной компетенции или группы родственных компетенций, имеющая интегрированный проверяемый результат и отдельное методическое сопровождение, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Зачетная единица - это характеристика (мера) трудоемкости предмета обучения, отражающая условное время, необходимое учащемуся на его изучение, в том числе в аудитории, в библиотеке, при самостоятельной подготовке и т.д.
Зачетная единица не является прямым аналогом академической нагрузки, тем более оценкой знаний учащегося. В то же время зачетная единица засчитывается учащемуся для получения искомой степени или квалификации только в случае получения им по данному предмету зачетной оценки.
Также зачетную единицу можно охарактеризовать как унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
Комментируемая статья определяет, что количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом по указанным профессии, специальности или направлению подготовки. Организация, осуществляющая образовательную деятельность вправе самостоятельно устанавливать количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе.
3. В образовательной программе обязательно должно быть предусмотрено проведение практики обучающихся.
Практика обучающихся, предусмотренная образовательной программой, может быть проведена как в организации, которая осуществляет деятельность.
Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Например, приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 года N 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.
Данное Положение устанавливает, что программа практики включает в себя:
- указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;
- перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
- указание места практики в структуре образовательной программы;
- указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;
- содержание практики;
- указание форм отчетности по практике;
- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
- перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;
- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
- описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.