1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают реализацию следующих принципов:
- единства образовательного пространства Российской Федерации. Данный принцип закреплен в п.4 ч.1 ст.3 комментируемого закона как один из принципов, на котором основана государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования (см. комментарий к ст.3);
- преемственности основных образовательных программ. Как отмечает Ю.Г.Татур, преемственность как общепедагогический принцип обеспечивает органическую связь как между отдельными этапами и ступенями образования, так и внутри них; расширяет и углубляет знания, приобретенные на предыдущих этапах обучения; преобразовывает отдельные представления и понятия учащихся в стройную систему знаний, умений и навыков. Образовательные программы считаются преемственными, если они способствуют формированию интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений учащихся, созданию потенциала дальнейшего развития личности. Тем самым преемственность в широком смысле является основой непрерывного образования, когда каждый предыдущий образовательный уровень рассматривается как исходный для всех последующих. В свою очередь, в ст.63 комментируемого закона обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными;
________________
Татур Ю.Г. Образовательная система в России. Высшая школа. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 1999.
- вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможности формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. В сфере образования выделяют несколько показателей многоуровневой вариативности: существование различных типов образовательных организаций; наличие в каждом из них собственной образовательной среды, обеспечивающей не только федеральный (инвариантный), но также региональный и школьный (вариативный) компоненты учебного плана, создающей условия для развития обучающихся; возможность реализации различных дидактических подходов (знаниевый, культурологический, деятельностный, компетентностный и др.); неповторимость педагогических ситуаций взаимодействия стратегии педагога, индивидуальных особенностей обучающихся и изучаемого содержания. Базовым основанием совокупности этих показателей является вариативность самого содержания образования, которая позволяет учитывать социальные и личностные потребности субъектов образования, обеспечивает специфику образовательной среды образовательных организаций, в том числе и целостную реализацию образовательных подходов;
________________
Т.В.Живокоренцева. Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций. // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, N 4 (21) / 2012.
- гарантированности со стороны государства уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Кроме того в ч.2 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Каждый стандарт распространяется в отношении обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности. При этом форма получения образования и форма обучения не имеют значения.
Исключение составляет федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года N 1155. Данное исключение связано с тем, что согласно ч.2 ст.64 комментируемого закона освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции РФ и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (заключена 20 ноября 1989 года), в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
2. В ч.3 комментируемой статьи перечислены требования, которые закрепляются в федеральных государственных образовательных стандартах.
Во-первых, к таким требованиям относятся требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему.
Например, требования к структуре основной образовательной программы среднего общего образования закреплены в разделе III Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года N 413. В частности, установлено, что основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.
Во-вторых, в федеральных государственных образовательных стандартах устанавливаются требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основных образовательных программ. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры), утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 августа 2015 года N 827, установлены:
- общесистемные требования к реализации программы магистратуры, в том числе о том, что организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом; о том, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации и др.;
- требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры, в том числе о том, что доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов;
- требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры. В частности, установлено, что специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории;
- требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры, предусматривающие, что финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов.