1. Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на образование. Понятие "каждый" охватывает собой всех людей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, состояния здоровья и т.п.
Следует заметить, что указанное право гарантируется всем без исключения, но при этом не каждый его реализует. Государственная гарантия охватывает собой факт предоставления возможности на равных условиях получения образования. Возможность и необходимость реализации данной гарантии определяется непосредственно индивидуумом самостоятельно. Таким образом, отказ от получения того или иного вида или уровня образования не является основанием для признания отсутствия у данного субъекта права на образование.
Впервые запрет дискриминации был предусмотрен Всеобщей Декларацией прав и свобод человека от 10 декабря 1948 года, которая в рамках ст.2 наделила каждого человека правами и свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, а также политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Тем самым Декларация выделила наиболее значимые квалифицирующие признаки дискриминации, сформулированные на основе отличий отдельной личности от группы лиц, а также статуса государства и территории, к юрисдикции которых эти лица относятся.
Всеобщая декларация прав и свобод человека провозглашает основополагающие права и свободы, на которых базируется предусмотренный комментируемым законом запрет дискриминации в сфере образования: равенство перед законом и право, без всякого различия, на равную защиту закона; право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и подстрекательства к такой дискриминации; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и на свободное выражение их.
Образование должно быть ориентировано на полное развитие человеческой личности и увеличение уважения к правам человека и основным свободам. Оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, а также деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Положения Всеобщей декларации прав и свобод человека направлены на обеспечение равенства и устранение необоснованной дискриминации в области прав и свобод человека, в том числе и в части реализации им права на образование. Первоначально Декларация не рассматривалась в качестве обязательного документа для государств-участников, однако в последующем ее положения стали рассматриваться в качестве моральной и нормативной основы системы международного и внутригосударственного права. В настоящее время запрет дискриминации инкорпорирован в законодательство большинства государств и воспринимается ими в качестве основы реализации правоотношений.
Положения комментируемой нормы по своей природе являются трансформацией общего конституционного права в нормы специального закона. Право на образование гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, которая в ст.20 закрепила обязательность, общедоступность и бесплатность начального образования, обозначив общую цель реализации данного права - полное развитие человеческой личности и увеличение уважения к правам и основным свободам человека. В то же время следует заметить, что Декларация лишь закрепила право на образование в качестве обязательного принципа для всех государств-членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (заключена в г.Париже 14 декабря 1960 года) и Международный пакт от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах".
Развитие положений Всеобщей декларации прав человека обеспечивается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, который также утверждает право каждого человека на образование, обязательность и бесплатность начального образования, открытость среднего образования в различных формах его проявления. Наряду с декларированием всеобщего права на образование, Пакт конкретизировал и цели предоставления таких гарантий: полное развитие личности; сознание ее достоинства; уважение к правам и основным свободам, развитие взаимопонимания, терпимости и дружбы межу нациями и религиями.
Всеобщность права на образование декларируется и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 4 ноября 1950 года), которая устанавливает запрет отказа в праве на образование. Формулировка Конвенции "Никому не может быть отказано в праве на образование" подчеркивает его всеобщий характер и исключает возможность предоставления указанного права по каким-либо критериям, она подтверждает право каждого человека на образование, не конкретизируя при этом уровень получения образования.
В Конституции РФ, а затем и в комментируемом законе нашли свое отражение наиболее распространенные основания дискриминации личности в современном мире: пол; раса; национальность; язык; происхождение и т.п. Именно с точки зрения распространенности указанных критериев, они получили нормативное закрепление. Однако не следует забывать, что всеобщий характер права на образование исключает возможность дискриминации как таковой, независимо от того, включен ли соответствующий критерий в конституционный запрет или нет.
2. Одной из специальных гарантий реализации права на образование является его общедоступность и бесплатность образования. Именно через указанные два принципа право на образование может быть реализовано любым субъектом. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что комментируемый закон рассматривает предоставление указанных гарантий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В самом общем виде принцип общедоступности образования сводится к предоставлению возможности каждому субъекту получать то образование, которое он считает для себя необходимым и возможным. При этом сам принцип общедоступности не определяет, в каком порядке реализуется право на образование: платно или бесплатно. В узком же смысле принципы общедоступности и бесплатности представляют собой единый комплекс, в рамках которого общедоступность рассматривается как возможность получения бесплатного образования. В этой связи государство гарантирует общедоступность образования сквозь призму принципа его бесплатности, которая охватывает собой наиболее востребованные, а в ряде случаев и обязательные образовательные программы: дошкольного; начального школьного; основного и среднего общего; среднего профессионального образования. Предоставление в качестве специальной гарантии бесплатного образования в значительной степени расширяет круг субъектов, реализующих предоставленное им право по соответствующей программе, а также способствует формированию специалистов отдельных отраслей хозяйства.
В отношении высшего образования нередко общедоступность рассматривается в широком смысле слова, не исключая при этом сочетания с его бесплатностью. Однако реализация права на бесплатное высшее образование поставлена в зависимость от ряда условий:
- конкурсная основа, т.к. правом бесплатного получения высшего образования могут воспользоваться лица, получившие наиболее высокий бал по результатам итоговой аттестации или по результатам вступительных испытаний, если комментируемым законом допускается их проведение. Конкурсная основа предполагает распределение бесплатных мест по пропорциональной системе: от наибольшего к наименьшему;
- получение высшего образования впервые, т.е. указанная гарантия носит разовый характер и может быть реализована субъектом только при формировании профессиональных навыков. При последующем расширении имеющихся профессиональных навыков или освоении иных компетенций, общедоступность высшего образования сохраняется, т.е. лицо обладает правом на получение образования по той программе, которую он выбрал, но принцип бесплатности в отношении такого лица не действует, т.е. реализация права на образование обеспечивается уже на платной основе.
Конституция РФ гарантирует право на образование каждого человека, что указывает на обязанность государства создать необходимые для его реализации условия, в том числе социально-экономические. Следует заметить, что реализация функций государства обеспечивается уполномоченными органами государственной власти. Однако, учитывая всеобщий характер права на образование, обязанность обеспечения условий реализации конституционного права возлагается не только на федеральные и региональные органы государственной власти, но и на органы местного самоуправления.
Реализация права на образование требует создания следующих социально-экономических условий:
- провозглашение нашего государства социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что предусмотрено ст.7 Конституции РФ;
- развивающаяся экономика, ориентированная на грамотных специалистов не только среди управляющего персонала, но, в первую очередь, в числе инженерно-технических работников. Чем выше уровень развития и образованности специалиста на любой ступени, тем выше эффективность и результативность его труда;
- материальная основа, отсутствие которой не позволяет должным образом реализовать право на образование. Зачастую именно материальная основа становится краеугольным камнем - препятствием на пути реализации субъектом права на образование.
Реализация права человека на образование непосредственно зависит и от сформированной государством и реализующейся им действующей системы гарантий защиты прав и свобод человека. Несмотря на то, что законодательно регламентирован достаточно широкий перечень способов защиты прав, зачастую в рамках реальных правоотношений они оказываются бездейственными или не влекут за собой наступление желаемого результата.
Создание социально-экономических гарантий реализации человеком права на образование включает в себя также и ряд иных положений:
- нормативное закрепление условий реализации права на образование, при которых человек реально обладает и может воспользоваться конституционными правами и гарантиями;
- установление гарантированного государством минимального размера стипендий и иных выплат обучающимся, обеспечивающего им достойный уровень жизни, в том числе и бесплатность образования;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства в области реализации права на образование и государственных гарантий реализации данного права, обеспечивающего социально-экономические условия его реализации;
- создание правовых, политических, материальных, организационных условий реализации права на образование;
- эффективная защита права человека на образование в предусмотренных законом формах.
Наряду с созданием условий реализации права на образование, уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления призваны оказывать содействие обучающимся, проявившим выдающиеся способности и высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей.
Выдающимися способностями признается высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей учащихся, причем проявленный ими в определенной сфере. Следует заметить, что перечень сфер проявления выдающихся способностей носит ограниченный характер и в полном объеме определен комментируемой нормой. Подобный подход в правовом регулировании может быть рассмотрен в качестве нарушения (ущемления) прав отдельных субъектов, проявивших выдающиеся способности в тех сферах, которые не предусмотрены комментируемым законом. Исходя из всеобщего характера права на образование, таким лицам также не может быть отказано в государственной поддержке, наряду с обучающимися, показавшими высокий уровень интеллектуального развития и творческие способности в сферах, подпадающих под регулирование данной правовой нормы, а именно: учебной и научно-исследовательской деятельности; в техническом и художественном творчестве; в физической культуре и спорте.