Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В целях формирования единого подхода к содержанию отдельных понятий, используемых в рамках нормативного акта, комментируемый закон формирует единый понятийный аппарат, включающий в себя термины, наиболее востребованные в рамках его правового регулирования. При этом следует учитывать, что применение указанных понятий адаптировано исключительно под содержание соответствующего нормативного акта и может в значительной степени отличаться от вкладываемого в него содержания в рамках иных правоотношений.

Практика формирования дефиниций в рамках конкретного нормативного акта до настоящего времени считается новеллой современного законодательства. Однако ее активное применение в рамках современного законодательства на протяжении нескольких десятков лет сделало подобный подход обыденным, традиционным для современного российского законодательства. В то же время сформированный в рамках комментируемого закона дефинитивный аппарат позволяет устранить разночтения в применении одного и того же термина, обеспечить единообразное применение норм права.

Использование указанных дефиниций предусмотрено лишь в части отношений, составляющих предмет правового регулирования комментируемого закона, в большинстве случаев речь идет об отношениях в сфере образования, т.е. совокупности общественных отношений по реализации субъектами права на образование. Рассматривая данную дефиницию, следует акцентировать внимание на том, что в данном случае нормы комментируемого закона противоречат Конституции РФ, поскольку определяют указанные отношения как отношения по реализации гражданами права на образование, в то время как право на образование носит всеобщий характер и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у лица гражданства РФ. В то же время следует учитывать и сферу применения норм федерального закона, которая охватывает собой правоотношения не только с участием граждан РФ, но также и с участием иных лиц, на законном основании пребывающих на территории Российской Федерации. Таким образом, под действие норм комментируемого закона подпадают и иностранные граждане, и лица без гражданства, реализующие в России право на образование.


Одновременно при определении комплекса отношений, составляющих предмет регулирования комментируемого закона, следует разграничивать образовательные отношения и отношения в сфере образования, которые соотносятся как общее и частное. Отношения в сфере образования представляют собой более широкое понятие, в состав которого входят и образовательные отношения. При этом комментируемый закон определяет в рамках дефинитивного аппарата лишь общее понятие, оставляя за рамками правовой нормы образовательные отношения - основную категорию правоотношений, составляющих его предмет.


Содержание комментируемого закона и предмет его правового регулирования неразрывно связаны с таким понятием, как образование. Следует заметить, что комментируемый закон является первым нормативным актом, давшим официальную трактовку указанного термина, тем самым он восполнил существовавший длительное время пробел правового регулирования. Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения, т.е. связанный не только с получением необходимых знаний, навыков и умений, но также и с формированием личности, осуществляющей свою жизнедеятельность в соответствии с установленными государством правилами поведения. В самом общем виде образование представляет собой процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Однако, применительно к трактовке, данной комментируемым законом наиболее актуально использование более широкого смыслового значения данного термина, который включает в себя процесс "формирования ума, характера и физических способностей личности… это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому". Подобный подход определяет еще одну важную составляющую образования - формирование целей его реализации, которыми являются не только интересы одного человека, получение им знаний, но и интересы всего общества, государства и иных институтов.

________________

George F.Kneller. Introduction to the Philosophy of Education. New York: John Wiley and Sons, 1971. P.20-21.


По смыслу комментируемого закона образование представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта. Таким образом, сам процесс образования представляет собой систематизированную непрерывную деятельность, в рамках которой на протяжении всей жизни человек, как элемент общества, развивается посредством получения знаний, навыков и опыта. Системный характер образования позволяет говорить о получении совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых знаний и навыков. Получение отдельных знаний и навыков не может быть рассмотрено в качестве образования, поскольку не позволяет достичь целей образовательной деятельности и соответственно не влечет необходимых и желаемых последствий. В то же время наибольшего результата в реализации образовательного процесса позволяет достичь сочетания теоретической и практической составляющей образования, поскольку именно на формирование практических навыков и направлена теоретическая составляющая образования.

Образование представляет собой комплексный процесс, который включает в себя обучение и воспитание. При этом следует обратить внимание на то, что воспитание выделено в качестве приоритетного направления образования по сравнению с иными составляющими данного института, поскольку воспитание в большей степени ориентировано на формирование социально-адаптированной личности. Адекватная реализация воспитательного процесса позволяет обучающемуся применять полученные практические навыки в рамках жизнедеятельности, определить свою роль и место в рамках жизненного процесса без переоценки своей значимости и места в обществе.


У человека, получившего образование, изменяется круг общения, интересов, принадлежность к общественному классу или группе. В этой связи важной составляющей воспитания является формирование навыков общения с другими субъектами, что позволяет обеспечить интересы человека, семьи, общества и государства. Осуществление воспитательных мероприятий зачастую связано с осуществлением присмотра и ухода за детьми. В большинстве случаев указанный комплекс по организации питания и комплексно-бытового обслуживания детей реализуется в рамках дошкольного и младшего школьного возраста. В отношении иных видов образования указанный комплекс мероприятий сужается до организации питания обучающихся. Вопросы личной гигиены и хозяйственно-бытового обслуживания детей составляют прерогативу их законных представителей. Однако формирование первичных навыков соблюдения режима дня, личной гигиены ребенка и культуры питания является неотъемлемой задачей воспитательной деятельности в рамках образовательного процесса любого уровня, поскольку в ряде случаев даже лица, получающие высшее образование, не знакомы с культурой питания.

Другой составляющей образования выступает обучение, т.е. процесс, непосредственно направленный на получение знаний и навыков в определенной сфере деятельности. Одной из его задач выступает формирование у обучающегося мотивации получения образования и его последующей практической реализации. Причем указанная мотивация должна носить постоянный характер, поскольку процесс обучения носит постоянный длящийся характер, т.е. в условиях современного государства и общества реализуется в течение всей жизни человека.


С понятием образования и его составляющими неразрывно связана и квалификация - свойство обучающегося, подтверждающее его готовность к осуществлению профессиональной деятельности по выбранной им специальности. При этом следует обратить внимание, что в отличие от самого образовательного процесса квалификация не ставится в зависимость от наличия или отсутствия документа о получении соответствующего уровня образования. Квалификацию следует рассматривать как качественный критерий образования, определяющий практическую готовность к выполнению трудовой функции.

2. Образовательный процесс реализуется каждым субъектом в соответствии с выбранными им уровнями образования. Перечень таких уровней регламентирован комментируемым законом. По смыслу правовой нормы уровень образования представляет собой завершенный цикл образования. Введение данного понятия в правовое регулирование фактически исключает из оборота такие понятия, как оконченное или неоконченное образование, формируя одновременно качественно новую классификацию структуры данного института. Сам факт цикличности образования свидетельствует о том, что оно может быть только полным по результатам завершения выбранного уровня.


Окончание каждого уровня подтверждается документом установленной формы. При отсутствии документа, подтверждающего завершение обучения по соответствующему уровню, такое образование признается у данного лица отсутствующим, и в рамках практической деятельности он может руководствоваться только нижестоящим уровнем образования, которое он получил ранее и подтвердил соответствующим документом установленного образца. Выдача иных документов, не установленных комментируемым законом в качестве документов об образовании, свидетельствует о незавершенности соответствующего уровня и невозможности прохождения обучения по более высокому уровню или подтверждению факта наличия образования данного уровня. Предоставление субъекту документа неустановленной формы позволяет ему лишь продолжить образование по тому же уровню, по которому он проходил его в момент получения указанного документа вплоть до его завершения и получения надлежащего документа.

3. Образование в РФ осуществляется в соответствии с образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями. Необходимость применения федеральных государственных стандартов вытекает из существа предписаний ст.43 Конституции РФ и сводится к установлению государством общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определенный вид профессиональной деятельности, утвержденный Минобрнауки Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Они призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ, а также преемственность указанных образовательных программ.


Совокупность требований к высшему образованию устанавливает и образовательный стандарт. Именно в качестве совокупности требований комментируемый закон рассматривает данное понятие, несмотря на то, что в практике выработано множество иных подходов. Тем не менее, применительно к отношениям в сфере образования подлежит применению трактовка, определенная рассматриваемым законом. Отдельные авторы в качестве основного отличия образовательного стандарта от федерального выделяют его нормативно-правовую основу: образовательный стандарт утверждается непосредственно комментируемым законом или указом Президента РФ, т.е. комментируемый закон наделяет стандарт более низкого уровня более высоким статусом, нежели федеральный государственный образовательный стандарт. Однако детальный анализ правовых предписаний говорит о том, что утверждение образовательного стандарта осуществляется образовательными организациями высшего образования. Перечень таких организаций утверждается комментируемым законом или указом Президента РФ. Таким образом, речь идет не о порядке утверждения образовательного стандарта, а о формировании круга субъектов, уполномоченных на его утверждение.

Требования к образовательной деятельности и образовательному процессу наряду со стандартами устанавливаются федеральными государственными требованиями. Указанные требования носят вторичный характер и призваны установить совокупность обязательных требований к минимуму содержания, структуре программ, условиям реализации самих программ и срокам обучения по ним. Основной отличительной особенностью данных требований является ограниченность их применения, поскольку они реализуются лишь в части дополнительных предпрофессиональных программ. Иные образовательные программы реализуются в соответствии с федеральными или образовательными стандартами. Совокупность федеральных государственных требований устанавливается Минобрнауки РФ.


Непосредственным руководством к действию участников образовательного процесса является образовательная программа - комплекс основных характеристик и необходимых условий образования. Структура образовательной программы нормативно регламентирована и включает в себя такие элементы, как объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Следует заметить, что указанный перечень носит открытый характер и может дополняться иными необходимыми элементами с учетом особенностей вида и уровня образования, а также иных особенностей образовательного процесса.


При этом следует отметить, что, несмотря на критику со стороны ученых и практиков, в том числе специалистов Российской академии образования, комментируемый закон наряду с понятием "образовательная программа" предусматривает и понятие "примерная образовательная программа", рассматривая ее как комплекс учебно-методической документации. Введение указанной нормы устранило существовавшее длительный период времени восприятие примерной образовательной программы как комплекса образовательных услуг, которое противоречило положениям Конституции РФ. Определение программы как комплекса документации в большей степени соответствует ее сущности. Определение структуры и содержания примерной образовательной программы позволяет субъектам образовательных отношений сформировать надлежащим образом образовательную программу в отношении каждого отдельно взятого образовательного процесса. На практике основной целью разработки примерной образовательной программы является формирование руководящих начал для специалистов при разработке ими образовательной программы. Реализация образовательной программы осуществляется в рамках образовательной деятельности.