Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, формируя тем самым особую сферу правоотношений, требующих нормативного регулирования. Комментируемый закон является специальным актом правового регулирования, предмет которого и составляют правоотношения по реализации данного права. Данный нормативный акт не является первым в регулировании рассматриваемых отношений. В то же время он призван построить качественно новую систему образования, соответствующую современным тенденциям и требованиям международных норм.

Предмет комментируемого закона носит комплексный характер и охватывает собой различные правоотношения в области образования. При определении их совокупности следует, в частности, учитывать, что государство предоставляет специальные гарантии в части получения основного общего и среднего специального образования. Несмотря на то, что образование является правом каждого человека, оно очень тесно граничит с обязательностью основного общего образования. Если в отношении иных видов образования (высшего, среднего профессионального) субъект праве самостоятельно выбирать форму реализации конституционного права: получать или отказаться от получения того или иного вида образования, то в отношении общего образования действует принцип его обязательности. Таким образом, получение образования, с одной стороны, является правом любого человека, с другой стороны, его можно рассматривать в качестве обязанности - применительно к общему образованию. Введение подобного разграничения обусловлено необходимостью обеспечения минимального уровня общей грамотности населения, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Таким образом, можно говорить о том, что отношения по реализации права на общее образование не зависят от самого субъекта, а регламентируются государством. Право в данном случае реализуется применительно к выбору вида образовательной организации, учреждения, в рамках которого субъект будет получать такое образование.

Можно говорить о том, что основную категорию правоотношений, составляющих предмет регулирования комментируемого закона, составляют общественные отношения в сфере образования в связи с реализацией права на образование. Необходимо обратить внимание, что сама по себе реализация права на образование имеет две стороны: получение образования или отказ от его получения. В самом общем виде правовое регулирование комментируемого закона охватывает обе эти стороны, но в наибольшей степени оно проявляется при получении субъектом образования, поскольку именно в данном случае вступает в действие предусмотренный им механизм регулирования, применяются нормы, закрепляющие тот или иной вид образования. Отказ от получения образования фактически исключает субъекта из сферы действия закона, но в то же время на весь будущий период за ним сохраняется право на образование, а соответственно и возможность участия в отношениях по поводу реализации им данного права.

Немаловажное место в рамках современного образования занимают и отношения, связанные с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Государственные гарантии представляют собой обязательства государства перед гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, предполагающие предоставление материальных или нематериальных благ в соответствии с государственными стандартами и общепризнанными нормами международного права. В данном случае речь идет о совокупности материальных и нематериальных благ в части предоставления возможности получения соответствующего вида образования. В наибольшей степени указанные гарантии реализуются в России в части обязательного общего образования. В отношении иных видов образования государство также обеспечивает предоставление ряда государственных гарантий, например, сохранение бюджетных мест в организациях различного уровня образования. Отношения по поводу предоставления государственных гарантий в образовании обусловлены необходимостью соблюдения субъектом ряда нормативно установленных условий, например, степень успеваемости, выбор организации, в которой предоставляется данная гарантия, и т.п. Таким образом, отношения по предоставлению государственных гарантий в образовании обусловлены порядком и условиями реализации каждым отдельно взятым субъектом его конституционного права на образование.


Наряду с отношениями по предоставлению государственных гарантий, предмет регулирования комментируемого закона составляют и отношения по поводу создания условий для реализации права на образование. Данный круг отношений охватывает собой деятельность государства, направленную на стимулирование населения на получение образования различного уровня независимо от каких-либо условий. К числу наиболее востребованных условий получения образования относится сохранение бюджетных мест в образовательных организациях, участие государства в финансировании образовательной деятельности, в том числе посредством выплаты социальных стипендий и т.п. Немаловажное значение в создании условий для получения образования имеет и обеспечение образовательного процесса: размещение самой образовательной организации; предоставление ей определенных квот, субвенций, дотаций для приобретения необходимо инвентаря и учебной и методической литературы; решение иных экономических, правовых и т.п. вопросов деятельности образовательных учреждений и организаций различного уровня и получения населением в них образовательных услуг высокого качества.

2. Применение норм комментируемого закона сопряжено с реализацией целого комплекса мероприятий, направленных на достижение необходимого результата - реализации гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства конституционного права на образование и его получение в нормативно установленные сроки в соответствии с выбранной программой обучения.

Указанный комплекс мероприятий включает в себя:

- правовые основы - разработка, принятие и практическая реализация комплекса правовых норм, обеспечивающих регулирование всего комплекса отношений по поводу реализации субъектом права на образование. В первую очередь, правовые основы реализованы в рамках комментируемого закона, который также предполагает формирование ряда нормативных актов, конкретизирующих и дополняющий, разъясняющих порядок применения его отдельных норм. В большинстве своем указанные правовые основы в настоящее время сформированы, но развитие правоотношений, составляющих предмет регулирования, требует своевременной корректировки и отдельных предписаний;


- организационные основы предполагают создание всех необходимых условий функционирования образовательной организации и предоставления ею образовательных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следует обратить внимание, что организационные основы включают в себя ряд самостоятельных аспектов: технические - обеспечение организации необходимым инвентарем, помещениями и оборудованием для эффективной реализации целей и задач ее образования; методические - утверждение перечня учебной и методической литературы, используемой в процессе образовательной деятельности, разработка методик реализации образовательных услуг, утверждение планов и программ учебной деятельности т.п.;


- экономические основы, как правило, составляют основу любой деятельности, поскольку именно от уровня экономического и финансового обеспечения зависит эффективность деятельности организации и в целом возможность осуществления ею деятельности. Экономические основы в отношении различных образовательных субъектов включают в себя бюджетное финансирование (частичное или полное), планирование, принятие мер по развитию образовательной сферы и т.п. Значительную роль в определении экономических основ играет и распределение бремени финансирования образовательной деятельности между государством, его субъектами, муниципальными образованиями и частными лицами.

В рамках рассматриваемой совокупности основ образования в РФ комментируемый закон призван определить и регламентировать наиболее важные и значимые аспекты осуществления образовательной деятельности, в частности:

- основные принципы государственной политики, т.е. общие, основные положения, на которых базируется политика государства в сфере образования. Наряду со всеобщими и межотраслевыми принципами государственной политики комментируемый закон формирует и собственные принципы, характерные исключительно для российского образования. Такие принципы являются предметом правового регулирования специальной нормы комментируемого закона;

- общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности - это основополагающие аспекты деятельности любой образовательной организации или учреждения, поскольку такими правилами они руководствуются в рамках повседневной деятельности по предоставлению образовательных услуг. Несоблюдение или нарушение установленных правил в большинстве случаев расценивается как основание для применения мер юридической ответственности к таким субъектам. При этом следует заметить, что общий характер комментируемого закона указывает на определение лишь общих основных правил, которые впоследствии конкретизируются и дополняются специальными правилами, утвержденными специально-уполномоченными органами государственной власти. Комплексный характер комментируемого закона в значительной степени расширяет его юрисдикцию, в связи с чем перечень утвержденных правил осуществления образовательной деятельности составляет предмет регулирования данного нормативного акта.

Существенное значение в процессе образовательной деятельности имеет и определение правового статуса участников данных отношений. В данном случае речь идет о правовом статусе каждого субъекта, в той или иной степени участвующего в образовательных отношениях. Понятие "правовой статус" включает в себя совокупность прав, обязанностей и ответственности таких субъектов. При вступлении в соответствующие отношения разграничение положения каждого из субъектов позволяет упорядочить их, установить определенную субординацию, характерную для данного вида отношений, регламентировать порядок поведения субъектов, в том числе и посредством применения к ним мер ответственности. Формирование порядка взаимодействия различных субъектов способствует соблюдению режима законности и иных правовых принципов в рамках реализации права на образование и образовательной деятельности.