1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет за таможенными органами обязанность осуществлять мониторинг соблюдения уполномоченным экономическим оператором условий присвоения такого статуса в ходе осуществления им деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора.
2. Часть 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень случаев, когда уполномоченный таможенный орган вправе проводить повторную проверку соблюдения условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора. Однако здесь нельзя не отметить недостаточно конкретную формулировку о "существенном изменении таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле".
Можно предположить, что инициатором повторных проверок, дающим соответствующие поручения уполномоченному таможенному органу по месту деятельности уполномоченного экономического оператора, в таких случаях будет ФТС России, которая и будет судить, произошли или нет существенные изменения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле.
Также можно предположить, что к таким изменениям, прежде всего, будут относиться изменения требований и условий включения в реестр, изложенных в ст.39 ТК ТС, ст.88 и 89 комментируемого Закона.
3. Часть 3 комментируемой статьи призвана усилить контроль по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, созданным менее чем за три года до дня подачи заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
4. Деятельность юридического лица, включенного в реестр уполномоченных экономических операторов, может быть приостановлена как по его собственному желанию (п.1 ч.1 ст.56 комментируемого Закона), так и в ряде иных исключительных случаев, закрытый перечень которых приведен в ч.4 комментируемой статьи.
При этом необходимо учесть, что решение уполномоченного таможенного органа о приостановлении действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов оформляется в письменной форме и доводится до руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, не позднее 14 рабочих дней со дня принятия такого решения.
5. Согласно ч.5 комментируемой статьи уполномоченный таможенный орган и (или) таможенный орган, в регионе деятельности которого уполномоченный экономический оператор осуществляет свою деятельность, до принятия решения о приостановлении действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов уведомляет уполномоченного экономического оператора о выявленных нарушениях. Такое уведомление осуществляется, когда речь идет о случаях, обозначенных п.2 и 3 ч.4 комментируемой статьи.
В случае, если уполномоченный экономический оператор в течение 30 дней со дня получения такого уведомления не подтвердил таможенному органу, выявившему нарушение, выполнение соответствующих условий и (или) не представил соответствующую отчетность, уполномоченный таможенный орган приостанавливает действие свидетельства на 30 дней.
Здесь также следует учитывать исключение - указанное уведомление не осуществляется, если выявлено несоблюдение условия, предусмотренного подп.1 ст.39 ТК ТС. В этом ситуации (см. ч.5.1 комментируемой статьи) уполномоченный таможенный орган приостанавливает действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов со дня, когда такое условие не будет соблюдаться.
6. В случаях, предусмотренных п.4 и 5 ч.4 комментируемой статьи, уполномоченный таможенный орган приостанавливает действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов со дня получения уполномоченным экономическим оператором соответствующего уведомления до дня соответственно:
- вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении;
- исполнения постановления по делу об административном правонарушении до вступления в законную силу указанного постановления;
- вступления в законную силу решения о прекращении дела об административном правонарушении либо уголовного дела;
- вступления в законную силу решения либо приговора суда.
Необходимо обратить внимание на то, что, согласно ст.31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Также необходимо подчеркнуть, что исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях регламентировано разделом V КоАП РФ "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях".
В частности, согласно ст.32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст.29.11 КоАП РФ.
В ст.32.2 КоАП РФ обозначены условия исполнения постановления о наложении административного штрафа.
7. В случае возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела, предусмотренном ст.16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 или 16.22 КоАП РФ, уполномоченный таможенный орган вправе не приостанавливать действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, если постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, совершенных юридическим лицом в течение одного года, исполнены таким юридическим лицом в сроки, предусмотренные КоАП РФ, а общая сумма административных штрафов не превышает 3% общего размера уплаченных указанным лицом ввозных таможенных пошлин и налогов за указанный период.
8. Часть 8 комментируемой статьи закрепляет перечень оснований для отзыва свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, В частности, данное свидетельство отзывается в следующих случаях:
- подачи юридическим лицом заявления об исключении его из реестра уполномоченных экономических операторов;
- ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реорганизации юридического лица, за исключением случаев, если обязанности реорганизованного юридического лица, связанные с соблюдением условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов, перешли к вновь возникшему юридическому лицу;
- неподтверждения соблюдения юридическим лицом условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора и (или) непредставления отчетности, а также непредставления уполномоченному таможенному органу документов, подтверждающих предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в течение 30 календарных дней со дня приостановления действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;