1. При составлении заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов необходимо помнить, что согласно ч.3 ст.16.23 КоАП РФ несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.
Помимо ч.1 комментируемой статьи, в п.11 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного приказом ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877, продублирован подробнейший и всеохватывающий перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении юридического лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
Дополнительно поясним, что ст.18 НК РФ установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст.13-15 НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения (применение ее несовместимо со статусом уполномоченного экономического оператора);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
2. В силу ч.2 комментируемой статьи указанные в ч.1 статьи сведения могут быть представлены в виде отдельных приложений к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденным приказом ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877, установлен примерный образец заявления юридического лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
3. Пунктом 12 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного приказом ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877, продублирован подробнейший и всеохватывающий перечень документов, указанных в ч.3 комментируемой статьи и прилагаемых к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов для подтверждения заявленных сведений.
Обратим внимание, что представление обозначенных в ч.3 комментируемой статьи документов, равно как и возврат таможенным органом оригиналов после рассмотрения таких документов осуществляются в порядке, предусмотренном ч.4 ст.54 комментируемого Закона.
4. В силу ч.4 комментируемой статьи заявитель вправе приложить к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов любые другие документы, в том числе:
1) документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц;
2) заключения независимых экспертов, которые, по мнению заявителя, могут быть использованы при рассмотрении вопроса о включении его в реестр уполномоченных экономических операторов.
При этом необходимо учитывать, что если заявитель самостоятельно не представил документ, подтверждающий факт внесения записи о нем в единый государственный реестр юридических лиц, таможенный орган запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
5. Подаваемые заявителем документы могут быть представлены в виде оригиналов или копий, заверенных лицом, их представившим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо засвидетельствованных в нотариальном порядке. При представлении копий документов, заверенных лицом, их представившим, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему. По окончании рассмотрения заявления о включении в реестр таможенный орган обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов. Документы, подтверждающие предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, представляются в оригинале.
Здесь также необходимо учесть положения ч.6 комментируемой статьи о том, что документы, подтверждающие предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, могут быть представлены заявителем после получения от таможенного органа уведомления о подтверждении соблюдения иных условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов не позднее 60 календарных дней со дня направления предварительного решения таможенного органа о соблюдении иных условий включения.
Согласно п.12 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утв. приказом ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877, ФТС России не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. При применении ч.6 комментируемой статьи необходимо учитывать, что согласно п.3 ст.5 ТК ТС течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
7. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет обязанность таможенного органа в случае, если заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных ч.1 комментируемой статьи, или вместе с указанным заявлением не представлены документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении, по перечню, предусмотренному ч.3 комментируемой статьи, направлять уведомление об этом заявителю не позднее пяти рабочих дней со дня получения такого заявления.
8. Частью 8 комментируемой статьи установлен исключительный случай, когда таможенный орган отказывает в принятии заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. В частности, таможенный орган отказывает в принятии заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов при непредставлении заявителем таможенному органу недостающих сведений и (или) документов в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления таможенного органа в соответствии с ч.7 комментируемой статьи.
9. После получения информации, свидетельствующей об отсутствии указанных в ч.8 комментируемой статьи оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению, ФТС России уведомляет заявителя о принятии указанного заявления к рассмотрению (более подробно об этом см. Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утв. приказом ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877).