Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 89. Требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора

1. Часть 1 комментируемой статьи корреспондирует с п.3 ч.1 ст.198 комментируемого Закона, которая закрепляет статус места временного хранения за помещениями, открытыми площадками и иной территорией уполномоченного экономического оператора в соответствии с п.1 ч.1 ст.86 Закона.

2. В силу ч.2 комментируемой статьи помещения, открытые площадки уполномоченного экономического оператора имеют статус зоны таможенного контроля. Пределы указанной зоны таможенного контроля определяются таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором в соглашении, предусмотренном ч.8 ст.86 комментируемого Закона, и должны иметь специальные обозначения. Вывоз товаров, находящихся под таможенным контролем, за пределы указанной зоны осуществляется с разрешения таможенного органа.

Обозначение зоны таможенного контроля регламентировано ч.17, 18 и 19 ст.163 комментируемого Закона, а ч.4 указанной статьи устанавливает, что перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных рассматриваемым Законом и иными федеральными законами.

Обратим внимание, что согласно ч.29 ст.163 комментируемого Закона положения указанной статьи не распространяются на временное хранение товаров в помещениях, открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора в соответствии со ст.89 комментируемого Закона. Таким образом, для создания зоны таможенного контроля в помещениях, на открытых площадках или иных территориях уполномоченного экономического оператора издание приказа таможни не требуется.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования к ограждению и охране помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров. Возможность проведения в отношении товаров таможенного контроля, в частности, может определяться такими факторами как наличие освещения, обеспечивающего беспрепятственную возможность проведения таможенного контроля в любое время суток, крытых обустроенных навесов и пандусов для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

4. Положения ч.4 комментируемой статьи, с одной стороны, являются достаточно либеральными, а с другой стороны, их отличает четко выраженная направленность на соблюдение интересов участника внешнеэкономической деятельности без ущерба для таможенного контроля.

5. Логика ч.5 комментируемой статьи основана на том, что насыпные и наливные товары одного и того же вида и качества, находящиеся под таможенным контролем и находящиеся на хранении, все равно невозможно отличить друг от друга.

6. По сути, основные для таможенных органов требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора, осуществляющего деятельность по производству товаров, установлены в ч.3 комментируемой статьи.