1. В силу ч.1 комментируемой статьи юридическое лицо подлежит исключению из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по основаниям, предусмотренным соответственно ст.14, 20, 25, 30 и 35 ТК ТС.
При этом отдельно отмечено, что реорганизация юридического лица, включенного в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в форме преобразования не является основанием для исключения такого юридического лица из данного реестра.
2. Решение таможенного органа в письменной форме об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, оформляется в письменной форме решением таможенного органа, принявшего решение о включении юридического лица в такой реестр, и доводится таможенным органом до сведения юридического лица, в отношении которого такое решение принято, в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия.
Указанное решение вручается руководителю юридического лица или уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого решения. Если указанные лица уклоняются от получения указанного решения, оно направляется по почте заказным письмом.
Порядок исключения из соответствующих реестров устанавливается следующими приказами ФТС России:
3. Часть 3 комментируемой статьи обозначает сроки вступления в силу решений об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
При применении п.1 ч.3 комментируемой статьи необходимо учитывать, что установленные ст.13, 19, 24, 29, 34 ТК ТС условия включения юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в свою очередь, дополнены условиями, установленными ст.61, 67, 70, 76, 82 комментируемого Закона.
При рассмотрении п.2 необходимо обратить внимание на то, что особенно жесткие требования законодатель устанавливает для случая несоблюдения условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, установленных соответственно подп.3 ст.13 и подп.2 ст.19 ТК ТС, по истечении одного рабочего дня со дня, следующего за днем вынесения такого решения.
Для правильного понимания и применения п.3 необходимо пояснить, что подтверждением несоблюдения таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада, владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей, указанных соответственно в подп.2 ст.20, подп.2 ст.25, подп.2 ст.30, подп.2 ст.35 ТК ТС, является привлечение указанных лиц к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, перечисленные, соответственно, в ч.4 ст.66, ч.5 ст.69, ч.6 ст.75, ч.3 ст.81 комментируемого Закона. Также важно отметить, что ч.3 комментируемой статьи корреспондирует к ч.11 комментируемой статьи.
4. Часть 4 комментируемой статьи свидетельствует о необходимости незамедлительного исключения юридического лица из реестра по его собственному желанию, однако в этом случае необходимо следить также за исполнением требований ч.6 и 7 комментируемой статьи.
Согласно п.9 ст.63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п.4 ст.57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (п.1 ст.60.1 ГК РФ).
5. В предусмотренных п.1-3 ч.3 комментируемой статьи случаях последующее заявление о включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для исключения юридического лица из соответствующего реестра.
Применяя положения ч.5 комментируемой статьи, необходимо учитывать, что согласно ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
6. Если владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада и таможенный перевозчик извещают лиц, поместивших товары на склад временного хранения или таможенный склад либо передавших товары, находящиеся под таможенным контролем, для перевозки, а также таможенный орган, выдавший свидетельство о включении юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (документ, подтверждающий статус таможенного перевозчика), о намерении прекратить свою деятельность за один месяц до дня подачи заявления об исключении из соответствующего реестра, само по себе такое извещение не означает, что владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада или таможенный перевозчик не может в течение этого месяца изменить свое намерение и, соответственно, не подавать соответствующее заявление.
7. Если таможенный представитель извещает лиц, по поручению которых он совершает таможенные операции, о подаче заявления об исключении его из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за 15 дней до дня подачи такого заявления, само по себе такое извещение не означает, что таможенный представитель не может в течение этих 15 дней изменить свое намерение и, соответственно, не подавать соответствующее заявление.
8. В случае исключения из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по иным основаниям таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения и владелец таможенного склада обязаны известить об этом лиц, которым они оказывают услуги, незамедлительно, но не позднее пяти дней со дня принятия таможенным органом решения об исключении из соответствующего реестра.
Хотя форма извещения таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада лиц, которым они оказывают услуги, не оговорена, представляется целесообразным направление такого извещения в письменной форме.
9. Исключение юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра, в соответствии с порядком, установленным ТК ТС и комментируемым Законом.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц регламентировано ст.58 ГК РФ.
10. Часть 10 комментируемой статьи призвана гарантировать права лиц, помещающих товары на склад временного хранения и на таможенный склад, владельцы которых исключаются из реестра не по собственной инициативе.
11. При вступлении в силу решения таможенного органа об исключении владельца склада временного хранения или владельца таможенного склада из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, товары, хранящиеся на складе временного хранения или таможенном складе, подлежат помещению за счет владельца склада временного хранения или таможенного склада соответственно на другой склад временного хранения или таможенный склад в течение двух месяцев со дня, следующего за днем вступления в силу указанного решения.
12. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 15 дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, за исключением случая передачи товаров для их реализации в другом магазине беспошлинной торговли. В указанном случае перемещение товаров в другой магазин беспошлинной торговли, находящийся в регионе деятельности одного таможенного органа, осуществляется под надзором этого таможенного органа, а в случае перемещения товаров в магазин беспошлинной торговли, находящийся в регионе деятельности другого таможенного органа, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.