Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 50. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право заинтересованных лиц на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Предоставление заинтересованному лицу информации является обоснованным и правомерным в случае соблюдения следующих условий:

1) принятое таможенным органом решение либо совершенное им действие (бездействие) затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица;

2) права и законные интересы заинтересованного лица затрагиваются принятым решением либо совершенным действием (бездействием) непосредственно, т.е. такое решение либо действие (бездействие) должно иметь прямое отношение к заинтересованному лицу;

3) принятое решение либо совершенное действие (бездействие) индивидуально, т.е. носит персонифицированный характер.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает шестимесячный срок направления запроса по основаниям, изложенным в ч.1 комментируемой статьи. Срок исчисляется со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Исчисление срока подачи запроса со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии), возможно в случаях, когда заинтересованное лицо ранее не знало и не могло либо не обязано было знать о принятом решении или совершенном действии (бездействии).

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет право направления запроса заинтересованным лицом, как в устной форме, так и в письменной. Форму запроса выбирает само заинтересованное лицо. В целях получения своевременной и оперативной информации заинтересованное лицо может обратиться с устным запросом в таможенный орган, который обязан рассмотреть такой запрос в день его получения. В случае, когда заинтересованному лицу на запрос о причинах принятого решения либо совершенного действия (бездействия) требуется ответ на материальном носителе, например в целях возможного обжалования этого решения либо совершенного действия (бездействия), заинтересованное лицо вправе обратиться в таможенный орган с письменным запросом. Ответ на письменный запрос должен быть дан в письменном виде в течение десяти дней со дня получения указанного запроса.

Днем подачи письменного запроса является день его получения таможенным органом. Запрос, поданный по истечении указанных сроков, таможенным органом не рассматривается, а пропущенные сроки не восстанавливаются.

При отказе в рассмотрении запроса в связи с истечением сроков за лицом, обратившимся с таким запросом, сохраняется право на обжалование решения, действия или бездействия, в отношении которых запрос подавался.

Устный запрос подается, как правило, если лицо присутствует при принятии решения или совершении действия, и подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения такого запроса. Устный запрос рассматривается от имени таможенного органа должностным лицом, принявшим или не принявшим решение, совершившим или не совершившим действие, либо по его поручению нижестоящим должностным лицом. Если лицо не удовлетворено устным ответом на устный запрос, оно вправе подать письменный запрос.

В письменном запросе должно указываться его наименование - "запрос". Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или руководителем (заместителем руководителя) предприятия, учреждения или организации с указанием фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя и его заместителя указывается также должность) и содержать данные соответственно о месте нахождения предприятия, учреждения или организации.

В случае непредоставления лицом требуемых информации, документов и материалов либо если информация, документы и материалы предоставлены не полностью, что не позволяет таможенному органу дать полный ответ на поданный запрос, этот таможенный орган уведомляет лицо, подавшее запрос, о том, какая информация, документы и материалы необходимы для его рассмотрения.

При отказе лица, подавшего запрос, от оказания содействия таможенному органу или его должностным лицам в рассмотрении запроса таможенный орган вправе оставить его без ответа.

Письменный запрос подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок со дня его получения. В случае необходимости предоставления дополнительных документов и сведений указанный срок исчисляется со дня получения от лица, подавшего запрос, последнего документа (информации, материалов), требующегося для рассмотрения запроса. Письменный запрос рассматривается начальником или заместителем начальника таможенного органа либо по их поручению руководителем структурного подразделения таможенного органа. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменном виде. В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи.

Если лицом направляется письменный запрос в таможенный орган, иной, чем тот, которым принято решение или должностным лицом которого совершено действие либо решение не принято или требуемое действие не совершено, указанный таможенный орган направляет такой запрос по принадлежности, извещая об этом лицо, подавшее запрос.

Запрос и ответ на него не должны использоваться для получения лицом консультаций по таможенным вопросам, минуя установленный порядок.

Если основанием принятого решения, совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия является опубликованный правовой акт, то ответ может сводиться к ссылке на этот акт (название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован).

Подача запроса не приостанавливает исполнения решения или действия, в отношении которых подан запрос. Если запрос касается сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, то ответ дается в объеме и порядке, исключающих разглашение таких сведений. Информация о причинах принятого решения, действия или бездействия предоставляется бесплатно.

ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определяет порядок рассмотрения обращений граждан, который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан разработан и утвержден Порядок работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах Российской Федерации (Приложение к приказу Федеральной таможенной службы от 30 июня 2014 года N 1240), который определяют последовательность действий должностных лиц ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов по работе с обращениями граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, лиц без гражданства.