1. Комментируемая статья, в совокупности со ст.26 комментируемого Закона, определяет исчерпывающий перечень оснований, условий, порядка и пределов применения оружия.
Применение и использование оружия и специальных средств должностными лицами таможенных, как и иных правоохранительных органов, рассматривается как крайняя мера государственного принуждения.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает перечень случаев, когда должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие, а в ч.3 регламентированы ситуации, когда оружие применять запрещено.
3. Говоря об особенностях нормативного регулирования применения оружия должностными лицами таможенных и иных правоохранительных органов в законодательстве РФ, под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным.
Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" дает определение, что является оружием, и какие государственные структуры наделены полномочиями применять и использовать оружие, также устанавливает перечень оснований, условий, порядка и пределов применения оружия гражданами Российской Федерации.
Также обратим внимание на приказ ФТС России от 20 июня 2012 года N 766 "Об утверждении Инструкции об организации учета, хранения, выдачи, транспортирования и перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему в таможенных органах Российской Федерации".
4. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 сентября 2012 года N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" в п.28 дал разъяснение о том, что сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы, для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы.
В соответствии с УК РФ неправомерное применение оружия является грубым нарушением законности. Виновные в этом должностные лица таможенных, как и иных правоохранительных органов, могут нести уголовную или дисциплинарную ответственность в зависимости от того, образуют ли совершенные неправомерные действия состав преступления (например, ст.105, 107-109, 111-116, 118, 285, 286, 293 УК РФ) либо дисциплинарного проступка. Однако не являются правонарушением (преступлением) деяния должностного лица, действовавшего в рамках следующих статей УК РФ:
- ст.37 (Необходимая оборона);
- ст.38 (Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление);
- ст.39 (Крайняя необходимость);
- ст.42 (Исполнение приказа или распоряжения).
Но при этом необходимо отметить, что действия в рамках вышеуказанных статей не являются правонарушением, в случае если не было допущено их превышение.
Следует, однако, иметь в виду, что в теории сложилось мнение о том, что в случаях нарушений должностными лицами правоохранительных органов правил применения оружия всегда наступает правовая ответственность. Между тем, такая ответственность в силу закона (ст.39 УК РФ) может и не наступать, если сотрудник нарушает правила применения оружия в состоянии крайней необходимости, когда причиняемый им вред в таком состоянии является менее значительным по сравнению с предотвращаемым вредом и не нарушены другие условия правомерности акта крайней необходимости.