Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 34. Организации таможенных органов

1. Согласно ч.1 комментируемой статьи ФТС России имеет право создавать научные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, медицинские организации, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие организации, а также государственные унитарные предприятия для обеспечения деятельности таможенных органов и решения поставленных перед ними задач.

Определение функций организаций и государственных унитарных предприятий, указанных в ч.1 комментируемой статьи, производится в соответствии с требованиями ГК РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Деятельность научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования регулируется с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; медицинских организаций - с учетом норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; печатных изданий - с учетом норм Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".

На официальном сайте ФТС России размещен перечень подведомственных ФТС России организаций (см. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20800&Itemid=2602).

2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, ГК РФ и ФЗ "О защите конкуренции". В ст.8 Конституции РФ закреплены основополагающие принципы рыночной экономики: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а ч.2 ст.34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ФЗ "О защите конкуренции" в ст.15 запрещает федеральным органам исполнительной власти, принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Кроме того, ст.17 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрены антимонопольные требования к торгам, проводимым самими государственными органами. ФЗ "О защите конкуренции" предусматривает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (проведение конкурсов и аукционов). Приказом ФАС РФ от 10 февраля 2010 года N 67 утверждены:

- Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества;

- Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

3. В силу ч.3 комментируемой статьи организации и государственные унитарные предприятия, указанные в ч.1, включая их филиалы и представительства, а также иные организации, участниками (членами) которых прямо или косвенно являются эти организации или государственные унитарные предприятия, не могут осуществлять деятельность в сфере таможенного дела, предусмотренную гл.5 и 6 Закона.

Указанные положения еще раз закрепляют требования антимонопольного законодательства о недопущении представления ФТС России незаконных льгот и преимуществ указанным организациям и демонстрируют равенство всех хозяйствующих субъектов перед законом, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.