Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 23. Взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами

1. Функции таможенных органов, осуществляемые ими самостоятельно, перечислены в ст.12 комментируемого Закона. В данной статье законодатель говорит о взаимодействии таможенных органов с иными государственными органами.

Взаимодействие ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями осуществляется в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач и повышения эффективности выполнения ими своих функций. Одной из форм взаимодействия является заключение соглашений о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями (порядок заключения вышеуказанных соглашений определяется приказом ФТС России от 30 сентября 2011 года N 1981 "Об утверждении Регламента организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями").

Помимо названного, РТУ взаимодействует с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами. Таможня и таможенный пост осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

Взаимодействие налоговых и таможенных органов направлено на повышение эффективности администрирования в установленных сферах деятельности путем совершенствования информационного обмена и организации оперативного взаимодействия при проведении налоговых и таможенных проверок, в том числе при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Также таможенные органы взаимодействуют с Федеральной службой судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов (см. приказ ФТС России от 23 апреля 2008 года N 474).

Следователи территориальных и транспортных прокуратур взаимодействуют с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами в следующих формах: взаимная информация о фактах контрабанды, примененных преступниками новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, проведение совместных действий по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

Таможенные органы взаимодействуют с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором), Пограничной службой ФСБ России и др.

2. Порядок, установленный ч.2 комментируемой статьи, согласно которому таможенные органы вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий относящихся к их компетенции, был изменен Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации". На таможенные органы с 29 июня 2011 года возложены функции по проведению транспортного контроля, осуществлению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора. Теперь товары, на которые имеются все необходимые документы и не требуется дополнительной проверки и досмотра, будут ввозиться, минуя процедуры проверки со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Должностные лица таможенных органов, которым этими ведомствами передаются образцы всех необходимых штампов и сведения из разрешительных документов, смогут сами выдавать разрешение на ввоз по результатам проведенного ими самостоятельно документального контроля.

3. В соответствии с ч.3 комментируемой статьи, при выявлении нарушения законодательства таможенные органы обязаны в установленном порядке передать информацию соответствующим государственным органам. Например, при необходимости конфискации предмета или орудия совершения административного расследования, дело передается в районный суд. А дела по нарушениям таможенных правил, квалифицируемые по составам, указанным в ч.1, 2 ст.23.1 КоАП РФ, совершенные военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

________________

См. Таможенное право: учеб.пособие / отв.ред. О.Ю.Бакаева. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С.489.