Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 25. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

1. Важной составляющей правового статуса таможенных органов и их должностных лиц является ответственность. Без этого элемента полномочия не имели бы прочной правовой обеспеченности. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц наступает за нарушение законодательства и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Обратим внимание, что неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего таможенного законодательства. Условия наступления каждого вида ответственности закрепляется в соответствующем законодательстве.

В соответствии с законодательством ответственность должностных лиц таможенных органов наступает при наличии следующих условий:

- неправомерности решений, действий или бездействия должностных лиц таможенных органов;

- наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

- причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием должностного лица таможенного органа и наступившим вредом (убытками).

Невыполнение должностными лицами таможенных органов должностных обязанностей может являться основанием как административной ответственности, так и дисциплинарной ответственности. За одно и то же правонарушение может применяться как административная, так и дисциплинарная ответственность.

Можно выделить следующие условия, при которых для должностных лиц таможенных органов может наступать административная ответственность:

- совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил;

- издание приказов, которые нарушают или не соответствуют общеобязательным правилам;

- невыполнение обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил;

- соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в должностных инструкциях.

________________

См. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч.2. Книга первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001. С.496.


Уголовную ответственность должностные лица таможенных органов несут за совершение должностных преступлений. Например, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и другие. В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, например лишение государственного служащего - должностного лица - права занимать соответствующие государственные должности.

Основным видом ответственности служащих таможенных органов является дисциплинарная ответственность, поскольку соблюдение служебной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью начальников таможенных органов.

Согласно ст.29 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за нарушение служебной дисциплины на сотрудника таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии; по результатам аттестации - увольнение из таможенных органов. Содержание этих дисциплинарных взысканий показывает, что большинство из них, за исключением увольнения, носят моральный характер и оказывают воздействие исключительно на лицо, подвергнутое им.

Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия должностных лиц таможенных органов, вправе требовать полного возмещения причиненных им убытков. Следует отметить, что перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность всегда несут те таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействиями должностных лиц которых причинен ущерб. А таможенный орган вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица.

Для государственных служащих таможенных органов установлена материальная ответственность. Она наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти.

2. В соответствии со ст.53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В ч.2 ст.104 ТК ТС сказано, что убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Такое же правило установлено ст.35 НК РФ, согласно которой таможенные органы, наравне с налоговыми, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст.15 ГК РФ). Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст.1069 ГК РФ).

Согласно ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если только эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Однако если вред или убытки причинены работником таможенного органа в нерабочее время, таможенный орган ответственности не несет.

Споры о возмещении ущерба (вреда или убытков), причиненного неправомерными решениями, действиями или бездействием таможенных органов, а также их работников, разрешаются в суде или в арбитражном суде. Такие споры рассматриваются в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным или арбитражно-процессуальным законодательством.

При рассмотрении спора ответчиком по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) таможенных органов выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности - ФТС России (см. совместное постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Должником же в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов (см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации").

3. В ч.3 комментируемой статьи законодатель закрепляет порядок, согласно которому не существует правовой обязанности таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно. К таким случаям относятся: пресечение должностными лицами таможни правонарушения в сфере таможенного дела, причинение вреда в состоянии необходимой обороны (ст.1066 ГК РФ), причинение вреда при пресечении террористического акта здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте (ч.3 ст.18 ФЗ "О противодействии терроризму") и др. Иной порядок предусмотрен, например, ч.2 ст.18 ФЗ "О противодействии терроризму".

О судебной практике, связанной с применением нормы комментируемой статьи, см. постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2015 года по делу N А56-58694/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2015 года N 08АП-11489/2015 по делу N А46-4558/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2015 года N 05АП-8044/2015 по делу N А51-6375/2015, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2015 года N Ф03-3579/2015 по делу N А51-30492/2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года N 06АП-380/2015 по делу N А73-10626/2013, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2015 года по делу N А52-1432/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2014 года N 09АП-41333/2014 по делу N А40-111054/14 и др.