Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 9. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации. Должностные лица таможенных органов

1. В ч.1 комментируемой статьи дается краткая характеристика таможенных органов.

В соответствии с п."ж" ст.71 Конституции РФ, таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами, их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных российским законодательством источников.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ и Указом Президента РФ от 11 мая 2006 года N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы", Федеральная таможенная служба находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. Однако такое положение было не всегда. Проводимая в стране административная реформа затронула и таможенное ведомство, лишив его самостоятельности и подчинив Министерству экономического развития РФ (с 2004 по 2006 год). Основанием послужил тот факт, что внешнеэкономическая политика является продолжением государственной экономической политики и управление должно осуществляться из единого центра.

Единство рассматриваемой системы обеспечивается целями и задачами, а также единой функциональной и организационной общностью ее звеньев. Ни один из органов таможенной системы не функционирует сам по себе, изолированно от других, только в тесном взаимодействии с другими звеньями оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия. Эта целостность является неотъемлемым признаком, обусловленным самим характером таможенного дела.

Таможенным органам характерна строгая иерархичная подчиненность, что предполагает отношения жесткой субординации между звеньями ведомства по вертикали. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только вышестоящим таможенным органам, которые контролируют и направляют деятельность нижестоящих, их решения носят обязательный характер.

Таким образом, таможенные органы являются федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющими правоохранительную и финансовую деятельность в области таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации имеет важное значение. В Конституции РФ дан исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации (ст.71), что позволяет учитывать интересы государства в целом и обеспечивать его целостность. На данной конституционной норме и основан ч.2 комментируемой статьи.

3. В ч.3 комментируемой статьи дается определение должностного лица таможенного органа. Должность понимается как организационное звено, связывающее определенную структуру с физическим лицом - служащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия. Возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов ст.8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Таможенные органы относятся к числу тех федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрены должности правоохранительной службы и должности федеральной государственной гражданской службы. Для каждой категории служащих таможенных органов характерен свой правовой статус, особый порядок поступления и прохождения службы, социальные гарантии и т.д.

Должностным лицом таможенного органа является гражданин РФ, занимающий в установленном законом порядке включенную в штатное расписание должность в соответствующем таможенном органе, имеющий специальное звание или классный чин, заключивший с таможенным органом контракт, принявший присягу на верность Российской Федерации, осуществляющий от имени государства, предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета РФ и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Конституция РФ (ч.4 ст.32) закрепляет один из основополагающих принципов, в соответствии с которым граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Аналогичное право закреплено п.2 ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Поступить на службу в таможенные органы в качестве сотрудника или федерального государственного гражданского служащего могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. В ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлены дополнительные требования к состоянию здоровья для граждан, поступающих на службу в таможенные органы и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности.

Назначение на должность и освобождение от нее осуществляется посредством приказа начальника соответствующего таможенного органа. Порядок замещения должностей таможенной службы различается в зависимости от того, к какой категории относится вакантная должность: должность сотрудника или же должность гражданского служащего таможенного органа.

Замещение должности сотрудника таможенного органа осуществляется на основании заключенного контракта между ним и соответствующим таможенным органом. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем ФТС России. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются также руководителем ФТС. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

Замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах осуществляется на условиях конкурса (см., например, приказ Федеральной таможенной службы от 16 марта 2015 года N 441 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации").