Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 8. Требования к актам законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иным правовым актам Российской Федерации в области таможенного дела

1. В комментируемой статье установлены общие, основополагающие, требования к актам законодательства РФ о таможенном деле и иным правовым актам Российской Федерации в области таможенного дела, определяющие единые критерии, подлежащие безусловному соблюдению при нормотворчестве в сфере таможенного дела независимо от непосредственного предмета регулирования акта и субъекта нормотворчества.

Частью 1 комментируемой статьи определены требования к содержанию и юридической технике правовых актов, ориентированные, в первую очередь, на защиту интересов участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц, вступающих в таможенные правоотношения. Положения актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало:

1) какие у него есть права и обязанности;

2) какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации товаров и транспортных средств международной перевозки.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень условий, несоблюдение любого из которых влечет однозначное признание нормативного правового акта в области таможенного дела не соответствующим комментируемому Закону.

3. Часть 3 рассматриваемой статьи определяет судебный порядок признания нормативного правового акта Российской Федерации в области таможенного дела не соответствующим комментируемому Закону (см. об этом подробнее гл.21 КАС РФ).

4. Часть 4 комментируемой статьи вводит ограничения в отношении нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по предмету регулирования комментируемого Закона, которые:

- во-первых, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства Таможенного союза, федеральных законов и актам Президента РФ или Правительства РФ в области таможенного дела,

- во-вторых, не могут устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, федеральными законами и актами Президента РФ или Правительства РФ в области таможенного дела.

5. Часть 5 комментируемой статьи закрепляет еще одно обязательное условие привлечения к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела - допущенное или совершенное нарушение не должно быть вызвано неясностью правовых норм (например, неточностью употребляемых слов и выражений, краткостью формулировок нормативного акта и т.п.), содержащихся в указанных актах (см. постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 года N 18АП-4344/13, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 года N 10АП-9052/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2014 года по делу N 33-8045/2014).