1. Положениями ч.1 комментируемой статьи закреплено ограничение действия актов законодательства РФ о таможенном деле, а также указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (совместно именуемых в контексте комментируемого Закона "иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела") временными рамками.
Установлено антероградное (т.е. распространяющееся вперед во времени и пространстве) действие обозначенных актов что, в целом, является общим правилом для большинства отраслей права, обеспечивающим стабильность правоотношений, в том числе в сфере таможенного дела.
2. В ч.2 комментируемой статьи определены случаи придания актам законодательства РФ о таможенном деле, иным правовым актам Российской Федерации в области таможенного дела обратной силы (т.е. распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу):
1) если это прямо предусмотрено самим актом и речь идет о нормах, улучшающих положение лиц, на которых распространяется действие такого акта;
2) в иных случаях указанные акты могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено:
- таможенным законодательством Таможенного союза;
- либо федеральными законами.
Данный перечень оснований распространения правовых норм на ранее возникшие отношения является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
3. Частью 3 комментируемой статьи установлены сроки вступления в силу актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела:
1) по общему правилу, акты законодательства РФ о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования. Иные условия вступления в силу данных актов могут быть предусмотрены таможенным законодательством Таможенного союза;
2) по общему правилу, иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования. В отношении данной группы актов установлен ряд исключений из общего правила, предполагающий возможность их вступления в иные сроки:
- исключение первое - если актами таможенного законодательства Таможенного союза или комментируемым Законом установлен специальный порядок вступления в силу указанных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;
- исключение второе - если указанные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений.
В отличие от ранее действовавших положений, регламентирующих данные вопросы, законодатель отказался от определения срока в один месяц, что имеет значение с точки зрения определения даты истечения срока, так как срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, либо в последний день месяца, в котором нет соответствующего числа. То есть, срок мог быть как и менее, так и более 30 дней. Срок, исчисляемый в днях, истекает в 24 часа последнего дня срока, либо в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, что гарантирует, как минимум, 30-дневную паузу между опубликованием и вступлением в силу правового акта.
Установление такого особого порядка вступления в силу правовых актов в сфере таможенного дела призвано обеспечить участникам таможенных правоотношений возможность внесения своевременных корректив в свою деятельность, направленных на соблюдение изменяющихся требований таможенного законодательства, так как, учитывая специфику внешнеэкономической деятельности, сделать это в более короткие сроки представляется затруднительным.