1. В ч.1 комментируемой статьи дается краткая характеристика таможенного регулирования и таможенного дела.
Таможенное регулирование в Российской Федерации, по смыслу ч.1 комментируемой статьи, заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Согласно п.1 ст.1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется на двух уровнях: наднациональном и национальном (см. п.2 ст.1 ТК ТС). На наднациональном уровне урегулирован порядок перемещения товаров через таможенную границу и все таможенные формальности (таможенный контроль и декларирование, исчисление и уплата таможенных платежей, таможенные процедуры). На национальном уровне регулируются вопросы безопасности, организации деятельности таможенных органов и прямо указанные в ч.2 ст.1 комментируемого Закона. В соответствии с п."ж" ст.71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации. Цели таможенного регулирования прямо названы в ч.1 ст.1 комментируемого Закона.
В отличие от категории "таможенное регулирование", которую законодатель раскрывает и в ТК ТС и в комментируемом Законе, понятие "таможенное дело" закреплено только на национальном уровне и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Фактически, под таможенным делом понимают те "барьеры", которые устанавливаются государством на пути свободного перемещения товаров. Таможенно-тарифное регулирование заключается во взимании ввозных и вывозных таможенных пошлин (см., например, решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации").
Под запретами и ограничениями согласно подп.8 п.1 ст.4 ТК ТС понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов; особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями постоянно действующего регулирующего органа ЕАЭС и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Обратим внимание, что Комиссия Таможенного союза (единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза), о которой упоминается в тексте ТК ТС (в том числе ст.4) упразднена со 2 февраля 2012 года с передачей ее полномочий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). При этом нужно учесть, что с 1 января 2015 года Евразийская экономическая комиссия действует на основании Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 года) и является постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического союза.
Запреты и ограничения устанавливаются с целью защиты национальных интересов, включающих охрану жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиту экономической безопасности, соблюдение правопорядка и др.
2. В ч.2 комментируемой статьи законодатель указывает, что в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. Так, согласно ст.313 ТК ТС не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных в соответствии с актами Всемирного почтового союза (см., например, ст.18 Всемирной почтовой конвенции (Доха, 11 октября 2012 года)). Также в этом отношении можно отметить Приложение N 1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30, в котором содержится Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.
3. В ч.3 комментируемой статьи обозначено, что в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обратим внимание, что под "законодательством Российской Федерации" в данном случае понимаются не только законы, но и подзаконные акты. В качестве примера укажем на:
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений";
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ст.29);
- Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (ст.25);
- Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.16);
- Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
- Закон РФ от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" (ст.14);
4. В ч.4 комментируемой статьи регламентированы условия применения средств и методов обеспечения соблюдения вводимых Российской Федерацией в одностороннем порядке запретов и ограничений, а также применяемых в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, которые применяются в одном или нескольких государствах - членах Таможенного союза. Такие средства и методы применяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и комментируемым Законом. При этом актами Президента РФ или Правительства РФ могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер.
Так, например, юридическими последствиями несоблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут быть: отказ в выпуске товаров; начисление таможенных платежей и пеней (в случаях несоблюдения в отношении товаров запретов и ограничений экономического характера); привлечение к административной ответственности в зависимости от квалифицирующих признаков совершенного деяния по ч.3 ст.16.2 либо по ч.1 или по ч.2 ст.16.3 КоАП РФ.
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору при введении запретов и ограничений, относятся:
- Федеральная таможенная служба России (см. постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 года N 809 "О Федеральной таможенной службе");