1. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В соответствии с п.1 ст.68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК РФ и законами о хозяйственных обществах.
В силу п.2 ст.104 ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ) с 01.09.2014 акционерное общество вправе преобразоваться:
1) в общество с ограниченной ответственностью;
2) в хозяйственное товарищество;
3) в производственный кооператив.
Данные нормы в части определения возможных организационно-правовых форм юридических лиц, в которые может быть преобразовано АО, императивны, следовательно, указанные формы не могут быть изменены ни комментируемым Законом, ни подзаконными актами, ни уставом АО. Изменение допустимо исключительно посредством корректировки обозначенных норм ГК РФ.
Юридической основой комментируемого Закона, как это следует из прямого указания п.1 ст.1, являются нормы ГК РФ. В силу абз.2 п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Таким образом, положения комментируемого Закона, вступающие в противоречие с нормами ГК РФ, применению не подлежат.
В абз.1 п.1 комментируемой статьи предусмотрено, что АО вправе преобразоваться:
1) в общество с ограниченной ответственностью;
2) в производственный кооператив.
Как можно заметить, налицо несогласованность с нормами п.1 ст.68, п.2 ст.104 ГК РФ. Таким образом, комментируемый Закон по сравнению с ГК РФ ограничивает перечень возможных организационно-правовых форм юридических лиц, в которые может быть преобразовано АО, исключая из него хозяйственные товарищества (о хозяйственных товариществах см. ст.66, 66.1, 67, 67.1, 67.2, 68, 69-81, 82-86 и др. ГК РФ).
Кроме того, в абз.2 п.1 комментируемой статьи закреплено условие, согласно которому общество вправе по единогласному решению всех акционеров преобразоваться в некоммерческое партнерство. Здесь обнаруживается явное несоответствие нормам п.3 ст.68 ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ), где с 01.09.2014 действует правило, согласно которому хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации.
Пленум Верховного Суда РФ, входящий в состав Верховного Суда РФ как уполномоченный судебный орган, рассматривающий материалы анализа и обобщения судебной практики и дающий судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, в отношении выявленных противоречий никакой конкретизации не вносит.
Вызывает недоумение и тот факт, что ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ, существенным образом "модернизировав" комментируемый Закон, тем не менее, упустил из внимания явное несоответствие как положений п.1 комментируемой статьи, так и положений ст.15-20 о разделительном балансе и передаточном акте (см. пояснения об этом в комментарии к ст.15 Закона) соответствующим нормам ГК РФ.
Интересно отметить, что положения п.1 комментируемой статьи до момента внесения в ГК РФ изменений в связи с принятием ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, соответствовали нормам п.2 ст.104 ГК РФ, где закреплялось, что "акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом".
Полагаем, что существующие на данный момент противоречия п.1 комментируемой статьи соответствующим нормам ГК РФ должны быть устранены. В любом случае, действующим на сегодняшний день АО, в случае намерения провести реорганизацию (в том числе в форме преобразования), прежде всего, нужно руководствоваться нормами ГК РФ.
2. Как и при других формах реорганизации, решение о преобразовании АО принимается общим собранием акционеров. Вопрос о реорганизации общества в форме преобразования на обсуждение общего собрания выносит совет директоров (наблюдательный совет). Содержание такого решения определено в п.3 и п.3.1 комментируемой статьи.
3. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
4. В рамках комментируемой статьи обратим внимание на соответствующие разъяснения Пленума ВАС РФ, содержащиеся в постановлении от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", учитывая при этом актуальные правовые нормы ГК РФ:
1) не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): непубличных в публичные и публичных в непубличные (т.е. речь идет о преобразовании АО одного типа в АО другого типа);
2) при рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому обязательные требования, связанные с реорганизацией, в таких случаях предъявляться не должны;
3) преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке. При этом здесь следует учитывать возможные ограничения для определенных АО, которые в силу закона могут быть созданы исключительно либо в виде публичных обществ, либо в виде непубличных.
Обозначенные разъяснения Пленума ВАС РФ следует воспринимать, ориентируясь, на специальные нормы комментируемого Закона, а именно, ст.7.1, регламентирующей аспекты приобретения непубличным обществом публичного статуса, и ст.7.2, где закреплены нормы о прекращение публичного статуса общества.