Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (постатейный)

Комментарий к статье 10. Учредители общества

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет перечень лиц, которые могут являться учредителями АО. К ним относятся граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об учреждении общества.

Отдельно необходимо обратить внимание на то, что не все юридические лица могут являться учредителями АО. В силу положения абз.2 п.1 комментируемой статьи учреждать АО не имеют право государственные органы и органы местного самоуправления. Однако из этого правила могут быть сделаны исключения, закрепленные в соответствующих федеральных законах.

Как разъяснил на этот счет Пленум ВАС РФ в п.5 постановления от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", при рассмотрении споров, связанных с учреждением акционерных обществ, необходимо учитывать установленные законодательством для отдельных групп юридических лиц ограничения или запрет на участие в таких обществах.

В силу ст.66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных обществах. Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом. Законом также может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных обществах. В данном отношении приведем следующие примеры:

1) согласно п.4 ст.24 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц;

2) ч.2 ст.14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" закреплено, что в состав учредителей (участников, акционеров) и органов управления страховой медицинской организации не вправе входить работники федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление управления в сфере здравоохранения, Федерального фонда и территориальных фондов, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию;

3) в соответствии с п. ст.21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках;

4) в п.1 ст.25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" обозначено, по решению соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. При этом доля акций акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

Кроме того, Пленум ВАС РФ уточнил, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в соответствии со ст.124 и 125 ГК РФ могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ с особенностями, предусмотренными комментируемым Законом. Так, в частности, в п.3 ст.94 Закона закреплено, что от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований права акционеров в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в собственности указанных публичных образований, осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества либо иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления, за исключением случаев, когда акции указанных акционерных обществ принадлежат на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям, учреждениям, переданы в доверительное управление, а также когда управление акциями указанных акционерных обществ в соответствии с федеральными законами осуществляется государственными корпорациями.

Об особенностях создания, реорганизации, ликвидации и правового положения отдельных акционерных обществ см. также комментарий к ст.1 Закона.

2. Как уже было отмечено в комментарии к ст.9 Закона, АО не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Исключения из этого правила предусмотрены, в частности, таким законами, как:

1) Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", где в ч.21 ст.37 указано, что "на дочерние акционерные общества основных акционерных обществ, сто процентов акций которых находится в собственности Корпорации, и их дочерние акционерные общества не распространяются правила, установленные абзацем вторым пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

2) Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития", в ч.17 ст.3.1 которого закреплен, что "акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (акционерное общество), а также иные хозяйственные общества, участником которых является Российский экспортный центр, могут иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица";

3) Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", в ч.9 ст.18.1 предусматривающий, что "на дочерние акционерные общества основных акционерных обществ, сто процентов акций которых находится в собственности Корпорации, и их дочерние акционерные общества не распространяются правила, установленные абзацем вторым пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

4) Федеральный закон от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно ч.22 ст.4 которого "на дочерние акционерные общества основного акционерного общества, а также на их дочерние акционерные общества не распространяется правило, которое установлено статьей 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и согласно которому акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица".

3. Пункт 3 комментируемой статьи дублирует положение п.2 ст.98 ГК РФ, согласно которому учредители АО несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. При этом само общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.11.2014 N Ф05-11613/14 по делу N А40-137338/13, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по делу N А29-2768/2009, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2004 N Ф04/1553-42/А02-2004 и др.).