Действующий

Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
 Минтранса России
от 31 марта 2016 года N 84

     
Правила предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом



1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьями 3, 120, 122, 123, 124 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2011, N 30 (ч.1), ст.4596; 2012, N 25, ст.3268; 2014, N 6, ст.566, N 23, ст.2930, N 49 (ч.6), ст.6929; 2015, N 1 (ч.1), ст.56, N 14, ст.2021) (далее - Устав) и регулируют порядок предъявления претензий к перевозчику, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - порожние вагоны).

Перечень подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, устанавливается перевозчиком с указанием адресов, на которые направляются претензии и доводится до сведения (размещается на официальном сайте перевозчика) грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, с которыми заключены договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договоры на подачу, уборку вагонов, и других физических и юридических лиц (владельцев вагонов, контейнеров), пользующихся услугами железнодорожного транспорта общего пользования.

2. Право на предъявление претензии в соответствии со статьей 120 Устава имеет грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель), а в отдельных случаях - владелец железнодорожного пути необщего пользования, владелец вагонов, контейнеров. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные требования. Документы представляются в подлиннике или в виде копий, заверенных надлежащим образом. При необходимости перевозчик вправе потребовать представление подлинников документов для рассмотрения претензий.

Право на предъявление претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок грузов, порожних вагонов, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), владельцу вагонов, контейнеров, в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке.

3. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются в соответствии со статьей 122 Устава:

к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция (далее - станция);

к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.

4. Порядок предъявления претензий страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензий грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).

5. Претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов предъявляются по каждой отправке, оформленной транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).

При оформлении перевозки груза одного наименования, погруженного на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, по которым перевозчиком был составлен один коммерческий акт.

Допускается предъявление одной претензии по грузам, перевезенным маршрутной или групповой отправками, - на количество вагонов, указанных в коммерческом акте.

6. В претензии следует указывать следующие сведения:

наименование заявителя претензии, для юридических лиц - полное наименование юридического лица и основной государственный регистрационный номер, указанные в свидетельстве о государственной регистрации в качестве юридического лица, для физических лиц - фамилия, имя и отчество (при наличии);

местонахождение юридического лица, а для физических лиц - данные документа, удостоверяющего личность (паспорт или документ, его заменяющий), и адрес, на который следует направлять ответ на претензию;

банковские реквизиты;

основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата, недостача, повреждение (порча), просрочка в доставке груза, утрата и повреждение вагона и другие основания, предусмотренные Уставом);

сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной ведомости и другим документам;

перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензии подписываются соответственно грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожного пути необщего пользования, владельцем вагонов, контейнеров, страховщиком.

В случае предъявления претензии от имени грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования, владельца вагонов, контейнеров, уполномоченным лицом право на предъявление подтверждается доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В претензии, возникающей в связи с осуществлением перевозки грузов, оформленной с использованием накладной в электронном виде, кроме приведенных в настоящем пункте сведений, заявителем указываются:

в случае, если к претензии прилагается квитанция о приеме груза, порожнего контейнера, а в подтверждение приема груза к перевозке грузоотправителю (отправителю) была выдана квитанция о приеме груза в электронном виде - документ, подтверждающий номер отправки;

в случае выдачи грузополучателю (получателю) накладной в электронном виде - номер отправки.

7. К претензии в соответствии со статьей 120 Устава должны быть приложены подтверждающие документы:

в случае утраты груза, порожнего вагона - квитанция о приеме груза, порожнего вагона к перевозке (грузовая квитанция) с отметкой перевозчика на станции назначения о неприбытии груза, порожнего вагона или справки перевозчика об отправке груза, порожнего вагона с отметкой станции назначения о неприбытии груза, собственного порожнего вагона, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленных груза, порожнего вагона без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;

в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт либо накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, либо накладная и документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) грузов, деталей, запасных частей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;

в случае просрочки доставки груза, порожнего вагона, контейнера - накладная;