Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (постатейный)

Комментарий к статье 8. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам


Если статья 7 Закона N 212-ФЗ определяет объект обложения страховыми взносами, то статья 8 - порядок исчисления соответствующей облагаемой базы.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 года" устанавливается, что предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, предусмотренная частью 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, подлежит индексации с 1 января 2016 года в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2016 года;

для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного частью 5.1 статьи 8 Федерального закона на 2016 год в размере 1,8, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2016 года.

Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2016 года.

Как разъяснено в Письме Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 N 76-19, если физическое лицо в течение расчетного периода работает в нескольких организациях, база для начисления страховых взносов в отношении данного физического лица определяется отдельно каждой организацией (плательщиком страховых взносов) самостоятельно, без учета выплат, полученных физическим лицом в других организациях.

В случае если физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, которая производит выплаты данному физическому лицу по разным основаниям, например, по трудовому и гражданско-правовому договорам, то такая организация для определения базы для начисления страховых взносов в отношении данного работника учитывает все выплаты в его пользу суммарно по всем основаниям, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года).

Учитывая данные разъяснения, можно сделать вывод, что плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов должен учитывать все подлежащие включению в данную базу выплаты в пользу конкретного физического лица, начисленные с начала календарного года.

Учитывая, что никаких исключений из этого правила для случаев, когда работник был уволен, а затем вновь принят на работу к тому же работодателю, Законом N 212-ФЗ не предусмотрено, приведенный подход Минздравсоцразвития РФ можно распространить и на такие случаи.

В таких случаях речь идет о выплатах физическому лицу одним плательщиком страховых взносов в пределах одного расчетного периода, и не имеет значения, что в пределах расчетного периода (календарного года) выплаты производились в рамках разных трудовых договоров.

Таким образом, если к моменту первого увольнения база для начисления страховых взносов превысила установленный предельный размер, то при заключении впоследствии нового трудового договора в течение того же года плательщик страховых взносов не должен на суммы выплат физическому лицу начислять страховые взносы.

Определению стоимости товаров, выдаваемых работникам, посвящен пункт 5 Письма Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 N 2519-19. Разъяснения, содержащиеся в данном Письме, остаются актуальными, о чём свидетельствует судебная практика - суды ссылаются на него при обосновании своих решений (См., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А19-17048/2013).

Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п утверждены:

- форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядок ее заполнения;

- Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР).

Обращаем внимание, что части 4 и 5 комментируемой статьи действуют в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".

Также комментируемая статья была добавлена частями 5.1 и 5.2, которые были введены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

В Письме Минтруда России от 30.01.2015 N 17-3/В-37 "По вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организациями, применяющими пониженные тарифы страховых взносов, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" указывается, что частью 5.1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что данная предельная величина ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год.

Часть 5.2 комментируемой статьи также устанавливает требование о ежегодной индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, начиная с 2011 года.