Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (постатейный)

Комментарий к статье 5.1. Представительство в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом


Статья 5.1 Закона N 212-ФЗ введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ и действует с 01.01.2011.

Именно с этой даты плательщик страховых взносов вправе участвовать в правоотношениях, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношениях, возникающих в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, через законного или уполномоченного представителя.

Отметим, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (пункт 1 статьи 185 ГК РФ). Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 статьи 185 ГК РФ).

Следует учитывать, что Закон N 212-ФЗ не предусматривает, что уполномоченный представитель юридического лица должен осуществлять свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Такое требование частью 9 статьи 5.1 Закона N 212-ФЗ установлено только в отношении доверенностей, которые выдаются физическими лицами.

При этом, поскольку индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, данное правило распространяется и на них.

Подтверждается это также тем, что пунктом 3 статьи 185 ГК РФ установлен закрытый (исчерпывающий) перечень доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным, который не предусматривает, что доверенность, выдаваемая индивидуальным предпринимателем в целях представительства в рамках правоотношений с органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, приравнивается к нотариально удостоверенным.

Обращаем внимание на данное в Информации ФСС РФ "О сроках представления в территориальный орган ФСС РФ расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2015 года" разъяснение: страхователи имеют право представлять через уполномоченного представителя расчет по Форме-4 ФСС РФ в территориальный орган Фонда по месту своего учета, в том числе в электронном виде.

Следует также обратить внимание, что комментируемой нормой вопрос о подтверждении полномочий уполномоченного представителя плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя напрямую не урегулирован. По мнению Минтруда России, изложенному в Письме от 08.08.2014 N 17-3/В-375, к уполномоченному представителю индивидуального предпринимателя - плательщика страховых взносов должны предъявляться требования по подтверждению его полномочий, аналогичные тем, которые предъявляются к уполномоченному представителю плательщика страховых взносов - организации.

В связи с этим нотариально удостоверенная доверенность не должна требоваться органами контроля за уплатой страховых взносов при участии уполномоченных лиц плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей в отношениях, регулируемых Федеральным законом N 212-ФЗ.