Статья 5 Закона N 212-ФЗ устанавливает круг плательщиков страховых взносов.
В целом, данные положения повторяют указанные ранее в главе 24 НК РФ нормы, которые предусматривали налогоплательщиков ЕСН.
Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т.е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию. Например, это может быть индивидуальный предприниматель, заключивший в качестве работодателя трудовые договоры с работниками.
Следует обратить внимание, что Приказом Минтруда России от 25.10.2013 N 574н был утверждён новый "Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником".
Так пунктом 2 указанного нового регламента определён круг заявителей на получение государственной услуги, которыми являются:
Во-первых, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, заключившие трудовой договор с работником (далее - страхователи);
Во-вторых, законные представители страхователя или уполномоченные представители страхователя.
Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме на официальном сайте Фонда в сети Интернет (www.fss.ru) (далее - официальный сайт Фонда), в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал), официальных сайтах территориальных органов Фонда в сети Интернет, а также предоставляется по телефону, посредством письменных разъяснений, путем электронного информирования, на личном приеме.
В соответствии с пунктом 14 нового Регламента для получения государственной услуги заявителем представляются (направляются) следующие документы:
а) для регистрации в качестве страхователя - заявление о регистрации, документ, удостоверяющий личность, и копии трудовых книжек нанятых работников или трудовых договоров, заключенных с работниками;
б) для снятия страхователя с регистрационного учета - заявление о снятии с регистрационного учета и копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с регистрационного учета (прекращение действия трудового договора с последним из принятых работников);
в) в случае изменения места жительства страхователя - заявление о регистрации в качестве страхователя в связи с изменением места жительства (далее - заявление о регистрации в связи с изменением места жительства), форма которого предусмотрена приложением N 4 к Регламенту, и копия документа, удостоверяющего личность, подтверждающего изменение места жительства.
В случае представления документов законным или уполномоченным представителем заявителя предъявляется документ, подтверждающий соответствующие полномочия.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" пункт 2 части 1 статьи 5 после слов "занимающиеся частной практикой." дополнен словами "и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой".
Обращаем внимание, что действует новый Приказ Минтруда России от 27.10.2014 N 801н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу" (далее - Регламент), утверждённый Приказом N 801н".
Названный выше Регламент определяет стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальных органов Фонда при предоставлении государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу.
На основании пункта 10 указанного выше "Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу" Фонд, территориальный орган Фонда, предоставляющий государственную услугу, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения государственных услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Срок предоставления государственной услуги составляет один месяц со дня поступления жалобы в Фонд, территориальный орган Фонда. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Фонда, территориального органа Фонда для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на пятнадцать дней.
Пунктами 14-17 регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, порядок их представления.
На практике возникли вопросы относительно порядка уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
Так Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А27-8828/2013 было частично удовлетворено требование индивидуального предпринимателя о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда. Суд разъяснил, что Федеральным законом N 212-ФЗ не предусматривается освобождение индивидуальных предпринимателей, временно не осуществляющих свою предпринимательскую деятельность по различным причинам, в том числе по причине временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2014 по делу N А27-8828/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Аналогичная позиция также получила выражение в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 N 12АП-242/2015 по делу N А12-36455/2014.
Также вопросы на практике вызвала необходимость уплаты военными пенсионерами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В Законе N 212-ФЗ не установлено исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Не устанавливает таких исключений и Федеральный закон N 167-ФЗ.
Так гражданин считал обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на адвокатов, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при том что трудовая пенсия по старости назначается им без фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, а их медицинское обслуживание осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, нарушающей его права.
КС РФ в Определении от 18.10.2012 N 1948-О указал, что адвокаты, получающие пенсии по указанному Закону Российской Федерации N 4468-1, осуществляющие в силу предписаний Федерального закона N 212-ФЗ уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, с 2008 года имеют право - при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), - помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.