Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Федеральным законом


Правила исчисления сроков, предусмотренные статьей 4 Закона N 212-ФЗ, абсолютно аналогичны соответствующим положениям НК РФ, а, следовательно, у плательщиков страховых взносов не должно возникнуть особых проблем с их применением.

ВАС РФ в Определении от 26.04.2012 N ВАС-4945/12 применительно к порядку исчисления сроков, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, а именно статьей 4, рассмотрел спор между Пенсионным фондом РФ и индивидуальным предпринимателем о моменте возникновения обязанности по уплате ИП страховых взносов во внебюджетный фонд.

По мнению Пенсионного фонда РФ, возникновение обязанности по уплате страховых взносов возникает непосредственно с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В качестве обоснования своей позиции Пенсионный фонд РФ приводил Письмо Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2010 N 10-4/325038-19. В соответствии с данным Письмом уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

ВАС РФ в данном Определении отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ, согласившись с позицией нижестоящих судов.

Высший Арбитражный Суд РФ, руководствуясь статьей 4 Федерального закона N 212-ФЗ, указал, что исчисление количества календарных дней месяца начала деятельности, за который предприниматель обязан уплатить страховые взносы, должно производиться со дня, следующего за днем регистрации предпринимателя в ЕГРП. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2010 N 10-4/325038-19 не должно менять порядок исчисления количества календарных дней периода начисления страховых взносов к уплате, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ.

Интересное толкование положений статьи 4 Закона N 212-ФЗ приведено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2014 по делу N А03-19925/2013.

Как отметил суд, по общему правилу, установленному подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, обязанность коммерческих организаций по уплате страховых взносов считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Таким образом, обязанность по уплате страхового взноса признается исполненной в день представления страхователем платежного поручения в банк на уплату соответствующей суммы страхового взноса, а не со следующего дня после представления такого поручения. Поэтому день фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.

Проанализировав вышеназванные нормы права, учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда, изложенные в пункте 14 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что при расчете пени начисляются до дня фактической уплаты взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.

Указанная позиция также приведена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.07.2012 N ВАС-8069/12, от 22.08.2011 N ВАС-10808/11.

Ссылка пенсионного фонда на постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 11675/13 правомерно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку касается иных отношений, а именно применения пункта 5 статьи 79 НК РФ в части незаконного удержания налоговым органом денежных средств в виде налоговых платежей.

При этом следует отметить, что в указанной норме законодатель прямо предусмотрел, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления. А проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Аналогичные нормы о начислении процентов и пени по день фактической уплаты задолженности содержатся в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и других нормативных актах.

Также в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5786/2015 по делу N А63-12268/2014 разъясняется, что статья 4 Закона N 212-ФЗ определила, что понятия "год" и "календарный год" не совпадают между собой. Так, в силу части 15* статьи 4 Закона N 212-ФЗ календарный год представляет собой период времени с 1 января по 31 декабря. Часть 3 статьи 4 Закона N 212-ФЗ определяет год как любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Определением Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 308-КГ15-18034 отказано в передаче дела N А63-12268/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.